Как выбрать самые лучшие места в поезде? Схемы вагонов с нумерацией мест. Какие места в плацкарте лучше брать Какое место в плацкарте считается лучшим

Плацкартный вагон – оптимальное решение для тех, кто собирается путешествовать на поезде и хочет сэкономить деньги. Однако зачастую при покупке билетов мы сталкиваемся с вопросом: какое место лучше выбрать?

Для пассажиров здесь предусмотрено 54 места на верхних и нижних полках. Верхние места пронумерованы четными числами, нижние – нечетными. Места с 1 по 36 расположены по одной стороне вагона и образуют собой четырехместные купе без дверей (их 9). Напротив каждого такого купе расположены боковые места – с 37 по 54. Для проводников предусмотрено отдельное купе в начале вагона. Также в начале и в конце каждого вагона есть туалет. Помните, что в удобстве данный тип вагона уступает купе и СВ , чем и объясняется более низкая стоимость билетов.

Какие места в плацкартном вагоне считаются самыми комфортными

Если условно на схеме вагона выделить начало, середину и конец, то наиболее комфортными окажутся места ближе к середине:

  • Они расположены далеко от туалетов – возможные неприятные запахи чувствоваться не будут.
  • Они находятся далеко от тамбуров – не будет мешать шум от хождений пассажиров и сотрудников поезда по составу.

Но свои плюсы имеют места в начале и в конце вагона:

  • Находясь ближе к купе проводников, вы получите быстрый доступ к горячей воде, благодаря чему вам не придется с осторожностью нести кипяток через весь вагон.
  • Эти места оборудованы розетками – сможете зарядить телефон или планшет.

Если выделять преимущества между нижними и верхними местами, то нижние места будут удобны для:

  • пожилых людей;
  • пассажиров с крупной комплекцией;
  • мам с детьми младшего возраста;
  • тем, кому нужно уместить крупный багаж, так как под всеми нижними полками есть свободное пространство.

Верхние места считаются менее удобными, но они будут комфортны в том случае, если вы:

  • едете одни;
  • хотите спокойно улечься, отвернуться к стене, почитать или подремать;
  • едете ночным поездом или на короткие расстояния;
  • хотите сэкономить средства – верхние места всегда дешевле нижних.

Некомфортные места: что нужно знать

Выбрать комфортные места несложно, если покупать билеты заранее. Но на практике такое редко встречается. Поэтому обратите внимание на следующие нюансы:

  • В каждом вагоне есть такие места, у которых окна не открываются. Это аварийные секции 3 и 6 (места № 9-12, № 21-24). В жаркую погоду в вагоне без кондиционера вам будет душно ехать, а вот для поездок зимой это будет даже плюсом.
  • Не все полки одинаковы по длине. Полки № 1-2 и №3 5-36 – укорочены примерно на 15 см, что может доставить дискомфорт пассажирам высокого роста.
  • Не самым удобным считается место № 36 по двум причинам: нет возможности вытянуть ноги вперед из-за перегородки, а также нет специальной опоры, помогающей подняться на верхнее место.

Самыми неудобными считаются в плацкарте боковые места по нескольким причинам:

  1. Вытянуть ноги с удобством так, как это будет под силу соседям в купе, у вас не получится. Это на заметку высоким людям.
  2. В отличие от купейных мест, для мест сбоку не предусмотрен отдельный стол. Там эту функцию выполняет нижняя полка, которая трансформируется в стол. И его придется как-то делить с соседями по верхней полке, что может стать причиной конфликтов.
  3. Очевидно, что тех, кто едет на боковых местах, чаще всего будут задевать проходящие мимо соседи. Это не очень приятно, особенно если вам важно выспаться.
  4. Верхние боковые места находятся близко к верхним купейным. Если быть точнее, голова одного будет находиться неподалеку от ног другого, что также может причинять неудобства.

Какие места наиболее безопасные

Среди мест плацкартного вагона можно выделить не только удобные/неудобные, но и наиболее безопасные. Например, места на нижних полках и ближе к головному вагону. Эти места считаются более безопасными в том случае, если вы боитесь упасть во время торможения поезда. С точки зрения экстренных ситуаций (например, при схождении поезда с рельс) наиболее безопасны места ближе к середине вагона. Места с не открывающимися окнами (№ 9–12, № 21–24) служат аварийным выходом.

Какие места стоит выбирать

Итак, покупая билеты, выбирайте места в купе №2 (места № 5–8), № 4 и № 5 (места № 13–20), №7 (№ 25–28). Вы можете быть уверены в их удобстве.

Помните, что заблаговременная покупка билетов – пожалуй, самый важный фактор, влияющий на выбор комфортных мест. Иначе придется довольствоваться тем, что досталось. А если что-то пошло не так – не расстраивайтесь и относитесь ко всему с юмором. В любом случае, это не стоит того, чтобы портить себе и окружающим настроение и поездку!

Прошлая статья пользовалась популярностью, потому в преддверии лета решил снова обратиться к теме поездок на поезде и осветить еще некоторые хитрости и неочевидные моменты, связанные с этим типом передвижения. Если кто пропустил, то первая статья на эту тему . Знание этих вещей делает вашу поездку более комфортной или предсказуемой, а кое-что даже способно спасти вам жизнь (серьезно!)

Хитрости для пассажира поезда

1. Номера мест в вагоне

Люди иногда путаются и не могут понять, какое место они покупают. На самом деле, все просто. Нечетные номера – нижние полки. Четные – верхние. Номера с 1 по 36 это места в купе (9 купе по 4 места). С 37 по 54 – боковые в плацкарте. И да, 37 и 38 это те самые боковушки у туалета!

Относительно того, какие места лучше выбрать, можно достаточно долго рассуждать. Традиционно считается, что последнее купе в плацкарте хуже, чем остальные, а самое плохое место в вагоне – 38 (верхняя боковушка у туалета). К слову, в новых вагонах вакуумный туалет может работать довольно шумно, тогда и последнее купе купейного вагона будет отличаться от остальных, немного в худшую сторону. Но, например, 35 и 36 полки в плацкарте (последнее купе, места справа) с какой-то точки зрения хороши, лучше, чем 33 и 34. В большинстве вагонов (но не в новых) у мест 35,36 существует перегородка, которая защищает ноги от двери. Эта же перегородка защищает и от неосторожных пассажиров. Вас когда-нибудь будили люди, проходящие мимо, случайно задев за ногу? Меня – да, особенно если на нижней полке ехать (не люблю нижние полки). Кого-то эта перегородка ограничивает, но по мне так пользы от нее больше, чем вреда.

Лично мне не нравится первое купе в плацкарте по причине, что там достаточно светло ночью – в служебном проходе свет обычно не гасится и немного мешает спать. Вообще, исходя из теории вероятностей, в среднем случае самые спокойные и тихие места будут в середине вагона (17-20 и боковые 45-46), – если принимать, что спокойнее там, где мимо тебя меньше ходят. Это в стандартном вагоне, где туалеты с двух сторон. Но как будет конкретно в вашем случае – никто не знает. Попадется в этой середине вагона храпящий пассажир, и мучайся так всю ночь 🙂

2. Более дешевые категории билетов

С некоторых пор в вагонах РЖД действует разный подход к стоимости разных мест в вагоне. На мой взгляд, совершенно разумно, что неодинаковые по уровню комфорта места должны различаться в цене. Сегодня это реализовано, хотя не всегда и не везде.

Работает это так. Мы заходим и начинаем искать билеты по направлению. Нам показывают какие-то цены. Потом мы переходим к вводу данных, продолжаем оформление, а потом обнаруживаем, что итоговая цена значительно выше, чем та, что указывалась при поиске. Просто при поиске нам показывают минимальные цены, а место автоматически выбирается по максимальной. Так что для минимальной стоимости надо самостоятельно выбирать место.

Проблема в том, что на данный момент сайт РЖД не информирует нас заранее, какое место сколько стоит, мы узнаем об этом только на стадии последней проверки данных. И ситуация далеко не всегда одинаковая. Возможные варианты, выявленные мною эмпирическим путем:

  • в купе верхние полки могут быть дешевле нижних;
  • в плацкарте могут быть дешевле все верхние полки;
  • могут быть дешевле боковые верхние полки;
  • может быть дешевле последний отсек плацкарта, у туалета, места 33-38;
  • может быть дешевле единственная 38 полка, боковушка у туалета.

Бывает, что 38 полка продается по одной цене, а все остальные по единой другой. А бывает, что 38 полка самая дешевая, верхние полки подороже, а нижние еще дороже. Но и 38 полка не обязательно будет дешевле остальных верхних. Бывает, что приходится вот так перебором вычислять, что же там РЖД придумало на этот раз.

3. Аварийные выходы в 3 и 6 купе

Для тех, кому бывает душно, и кто любит открывать окна. В новых вагонах неактуально – работает кондиционер, – а вот для старых все по-прежнему. Напоминаю, что в вагоне существуют два купе с аварийными выходами через окно. Это всегда купе под номерами 3 и 6, номера мест в вагоне 9-12 и 21-24. На окне там так и написано – “Аварийный выход”. Без необходимости его открывать нельзя.

На самом деле, находятся особенно одаренные люди, которые открывают такие окна. Оно сложно, но может открыться, как и обычное. Но если уж все-таки кто-то догадался открыть такое окно, то ни в коем случае нельзя пытаться его закрывать. Помню историю, когда проводница попыталась закрыть такое окно, во время движения поезда. Окно сразу не закрылось, и она догадалась встать на стол. В результате, вылетела из вагона вместе с окном – это же аварийный выход!

Если окно открыто, то стоит сказать об этом проводнику. Может, его попробуют закрыть во время стоянки на станции. Но лично я бы на месте проводника так и оставил до конца маршрута. Так что если вы не хотите ехать с открытым окном всю дорогу и мерзнуть ночью, то не трогайте его. Да и вообще не трогайте!

4. Сколько может быть ошибок в билете

Несколько раз слышал, что допускается до трех ошибок в имени-фамилии или номере паспорта. На самом деле, когда я работал проводником (хотя это было в 2008 году, сомневаюсь, что что-то изменилось), по инструкции мы должны были пустить пассажира в вагон, если ошибка в одной (!) букве или цифре. Допускалось, чтобы две соседние буквы или цифры были поменяны местами. Думаю, если у вас 2-3 ошибки в фамилии, а номер паспорта написан правильно (или наоборот), то, наверное, вас все-таки посадят в поезд. Но лучше не рисковать и внимательно проверять свои данные при покупке.

Очевидно, что необходимо предъявлять тот документ, на который покупался билет (паспорт, загранпаспорт, военный билет). Номер документа и имя в билете должны совпадать с документом. Мне припоминаются случаи, когда проводники сажали пассажиров с ошибками в билете “за вознаграждение”. Но это запрещено, редко кто на такое пойдет, по правилам проводник просто должен отказать в посадке.

5. Нужно ли печатать бумажный билет

С введением электронной регистрации мы получили возможность путешествовать без традиционных билетов, напечатанных на оранжевом бланке. Теперь можно купить билет самостоятельно в интернете и ехать по нему. Нам предоставляют бумажный билет, который является документом строгой отчетности. Кстати, не забываем проверять, что на билете есть отметка “Пройдена электронная регистрация”. Сегодня в 99 случаях из 100 при покупке в интернете электронная регистрация проходится автоматически. Но еще есть поезда, где ее в принципе быть не может. Если вы купили такой билет, то для него нужно будет еще в кассе или в терминале распечатать оранжевый билет, иначе в поезд не посадят. Так что пока еще проверяем, чтобы не было сюрпризов.

По поводу необходимости распечатки бумажного билета. На нем самом написано следующее;

“Распечатайте данный купон или сохраните на мобильном устройстве и предъявите при посадке вместе с документом, удостоверяющим личность, указанным при покупке электронного билета”.

В действительности, саму эту распечатку в 90% случаев проводники не просят. Если у них есть списки, то они будут искать вашу фамилию в списке, проверив только паспорт. Правда, бывает иногда, что списков у них нет. Вот тогда и нужно что-то подтверждающее. Лично я сейчас ничего не печатаю, а если надо, то показываю билет в приложении для смартфона. Пользуюсь неофициальным “Приложением РЖД”, писал о нем , очень удобное.

Да, кстати, однажды столкнулся с историей, когда мужика не хотели сажать в поезд. У него была пройдена электронная регистрация, и на билете об этом было написано, я сам видел. Но почему-то его не было в списках на посадку. Ситуация решилась, начальник поезда звонил куда-то, зарегистрировал его. Потом сказал ему, что он-де как-то не завершил регистрацию. Не представляю, что это могло быть. Если только он зарегистрировался, распечатал бланк, а потом отменил электронную регистрацию. Или сбой у РЖД. Не думаю, что стоит сильно волноваться о таких возможностях.

6. Когда начинается посадка в вагон и когда заканчивается

Говорим не о промежуточных станциях, где посадка начинается в соответствии с расписанием, а о начальных. Здесь посадка начинается ровно за 30 минут до отправления. Часто сам состав подают к платформе раньше. И некоторые пассажиры любят дойти до своего вагона, особенно это интересно зимой, и стоять на платформе ждать и поминать недобрым словом проводника. Еще можно в окно начать стучать. Так вот все это бессмысленно, посадка должна начинаться одинаково по всему составу, ровно за 30 минут. Тогда же будет объявлено по вокзалу о начале посадки в ваш поезд. Так что если вы приехали на вокзал пораньше, то сидите себе спокойно в здании. Сапсаны, кстати, часто подают еще позже, обычно минут за 20.

За 5 минут до отправления по вокзалу объявляют, что “до окончания посадки осталось 5 минут”. После этого объявления проводник попросит всех, кто еще на перроне, зайти в вагон, а потом пройдет по вагону, чтобы проверить, нет ли провожающих.

За 2 минуты до отправления поезда объявляют “поезд такой-то отправляется с такого-то пути”. Именно так, уже объявили, что поезд отправляется, но до самого отправления еще две минуты. Кстати, это действует и для пригородных поездов. Потому если вы опаздываете на поезд и услышали такое объявление, то не стоит отчаиваться. Есть еще немного времени, чтобы попытаться успеть.

7. Можно ли запрыгивать в поезд на ходу

В кино мы не раз видели, как пассажиры бегут по платформе за начавшим уже движение поездом и запрыгивают в открытые двери. В действительности, такого никогда не будет. Проводник обязан закрыть двери сразу после того, как поезд тронулся. Сажать пассажиров, когда уже началось движение поезда, себе дороже. Кроме того, что можно получить штраф, так еще вполне может оказаться, что пассажир перепутал поезд (не вагон, а поезд!). И что проводник с ним будет делать, когда поезд уже движется?

Потому если вы прибежали к закрытой уже двери, то стучать и просить впустить бессмысленно. Просто разворачиваемся и идем в кассу, пробуем (какую-то сумму еще можно рассчитывать получить).

Для недопущения подобных ситуаций приходим на посадку заранее, а если уже чувствуем, что не успеваем в свой вагон, то забегаем в первый попавшийся. Проводник обязан вас посадить при предъявлении билета на этот поезд.

Для ситуаций, когда вы уже едете в поезде, и вышли на промежуточной станции. Там теоретически можно будет сесть на ходу, скорее всего, проводник подождет, в этом случае ему уже невыгодно, если вы останетесь, пиши потом рапорты. Но лучше до такого не доводить, кроме того, что проводник рискует штрафом, так это еще и элементарно опасно. Потому следуем правилам, слушаем требования проводника, и заходим в вагон заблаговременно!

8. Можно ли не покупать постельное белье

На сегодняшний день нельзя отказаться от покупки постельного белья в вагонах купе и СВ. А вот в плацкарте можно. В 2017 году белье стоит 138 рублей, и со временем эта цифра постепенно растет, вместе с инфляцией.

Но необходимо помнить, что оплата постельного белья дает право пользоваться матрасом, подушкой и одеялом. Если белье не оплачено, то пользоваться ими нельзя, так что вариант со собственным постельным бельем не прокатит. Потому такая экономия имеет смысл только если вы планируете просидеть всю дорогу. Походникам никто не запрещает раскладывать свои пенки и спальники 🙂

Кстати, если вы не включили постельное белье в билет заранее, то его всегда можно приобрести у проводника за ту же стоимость.

9. Повязка для сна

Для меня абсолютно непонятно, почему этот атрибут не пользуется большой популярностью среди путешественников. После того, как я оценил удобство повязки для сна, я не расстаюсь с ней вообще никогда, тем более при поездках в любом транспорте.

Благодаря этому аксессуару мы становимся независимы от освещения в вагоне. Можно спать днем. Но и ночью в поезде бывают какие-то проблемы, например, что вы уже собрались спать, а свет все не выключают. Как-то раз я ехал в плацкартном вагоне, где неопытная проводница на всю ночь оставила тусклый свет. Можно было сходить попросить выключить, но проще было надеть повязку и не думать об этом.

10. Нужно ли наливать чай самостоятельно

Когда мы покупаем у проводника чай, то совсем необязательно наливать кипяток самостоятельно. Во многих случаях проводник сам предложит отнести вам чай до вашего места. Но бывает, что проводники ленятся это делать и ограничиваются тем, что выдают вам в руки стакан в подстаканнике и пакетик с чаем. Чтобы такого не происходило, не надо просить чай и стоять ждать. Подошли к проводнику, сказали: “Принесите чай на такое-то место, пожалуйста”, – и все, уходим. Деньги заплатим, когда принесет. Проводник не дурак, конечно, принесет вам чай, ему это выгодно. Даже не обязательно идти за ним, можно выцепить проводника, когда он проходит мимо вашего места. С – сервис.

Хотя никого не заставляю напрягать лишний раз проводника, некоторые любят и сами наливать себе чай.

Собираетесь ехать в путешествие или командировку на поезде? В таком случае необходимо заранее побеспокоиться о билетах, предварительно определившись с тем, какой вагон лучше выбрать в поезде. При покупке жд билета стоит обратить внимание на то, что каждый вагон соответствует определенному классу. Среди них бывают сидячие и плацкартные вагоны, общие, купейные, вагоны люкс либо СВ, а также мягкие вагоны.

Типы вагонов

Как выбрать вагон в поезде, чтобы путешествие прошло с комфортом? Рассмотрим преимущества и недостатки каждого из них.

Сидячий вагон – самый дешевый вариант

Такой тип подойдет в случае, если поездка будет непродолжительной, не более нескольких часов. Внутри вагона достаточно большое пространство. Оборудованы отдельные мягкие кресла с подголовниками и подлокотниками.

Жд вокзал

По номеру сидения можно понять, где оно расположено. Нечетные находятся у окна, а четные – у прохода. Зачастую каждый сидячий вагон оборудован туалетом и гардеробом.

Данный тип вагона бывает 1–го, 2–го и 3–го классов. Обозначаются они символами (1С), (2С) и (3С) соответственно. К преимуществам первого можно отнести наличие откидного столика и гораздо большее пространство между креслами. Сами сидения более комфортные.

Во втором классе количество мест в вагоне может быть больше, располагаются они по 3 ряда с каждой стороны окна.

Реже можно встретить сидячие вагоны третьего класса (3С). Отличаются они тем, что в качестве мест для сидения используются мягкие лавки. Это менее удобно, нежели индивидуальные кресла.

Нумерация мест начинается сзади. Два крайних правых кресла обозначаются цифрами 1 и 2. Крайние левые, соответственно, 3 и 4. И так далее.

На заметку: Цены на такие вагоны начинаются от 990 р. и выше. В сезон могут доходить до 5500 р. за человека на фирменных поездах.

При столь несущественной разнице в стоимости между сидячим вагоном и плацкартом , предпочтение следует отдавать второму варианту. Особенно если поездка будет продолжительной. Не рекомендуется выбирать этот класс вагона, если вы едете с маленькими детьми.

Сидячий вагон

Плацкартный вагон

Цены на данный класс незначительно отличаются от сидячего. За сравнительно небольшую доплату мы получаем гораздо более комфортное лежачее место, которое необходимо для длительных переездов. Принцип нумерации здесь следующий – нижняя полка всегда имеет нечетный номер, а верхняя – четный. Важно знать, что нумерация первых 36–ти мест происходит слева направо. А последующих – в обратном направлении. Первые места, расположенные рядом с купе проводников, будут иметь 1–4, 53-54 номера.

Обратите внимание! Вагоны этого типа всегда оснащены биотуалетом и раковиной. Каждая из 9 секций плацкартного вагона оборудована верхними и нижними полками (может трансформироваться в место для сидения), полкой для вещей и полотенец, столиком. Также в данных вагонах могут присутствовать кондиционер и радио. В тамбуре есть розетка для подзарядки телефонов.

Некоторые особенности плацкартных вагонов:

  • имеются «аварийные купе», в которых нет возможности открыть окно. Это места 9–12, 21–24, 43–44, 49–50;
  • полки под номерами 1, 2, 35, 36 короче других на 15 см;
  • во втором и предпоследнем купе есть возможность постоянно использовать розетку;
  • не стоит выбирать места поблизости с туалетом. Это номера 35–38;
  • наиболее удобными можно считать отсеки около купе проводника или же в центре вагона (в таком случае мимо вас практически не будут ходить пассажиры).

Плацкартный вагон

Для людей в возрасте и мам с детьми рекомендуется выбирать себе место на нижней полке. Вторым достоинством этих мест является доступ к столу. Наименьшей популярностью пользуются боковые полки. И это вполне оправданно – данные места находятся на проходе и личное пространство по этой причине существенно уменьшается.

Стоимость билетов в плацкартном вагоне варьируется приблизительно от 1000 рублей и выше в зависимости от сезона, скидок и направления поезда.

Дополнительная информация! В будущем РЖД планирует отказаться от покупки плацкартов , заменив их на вагоны «нового типа» в которых появятся душевые и USB –розетки.

Купейный вагон

Отличается от плацкартного отсутствием боковых мест и наличием перегородки, закрывающей спальные места от прохода. В общей сложности в нем находится 9 купе, в которых могут разместиться 36 пассажиров. Каждое купе оснащено полками для сна, складывающимся столом, общим светильником и индивидуальными лампочками для чтения.

Нумерация мест осуществляется по такому же принципу, как и в плацкарте – четные числа присваиваются верхним полкам, а нечетные – нижним. Для хранения багажа предусмотрены ниши под нижними спальными полками и специальные шкафчики над дверью. Для предотвращения падения верхние полки оборудованы перилами. Около двери находятся кнопки для вызова проводника, клавиши включения освещения. Окно защищено шторкой для регулировки попадания света. Зачастую в вагонах–купе имеются розетки и телевизоры. Реже – кондиционеры.

Вагон-купе

В конце большого коридора размещены биотуалеты, которые оснащены санузлом, умывальником со смесителем и дозатором для мыла, зеркалом. Около служебного помещения есть кипятильник, в котором можно набрать горячую воду.

На заметку: Купейный вагон является гораздо более комфортным по отношению к предыдущим. В особенности из-за наличия замыкающейся перегородки, которая поможет находиться в большей безопасности и закрыться от посторонних людей, что важно если с вами находится грудной ребенок.

Билеты на поезд можно приобрести как через сайт, так и через кассу железнодорожного вокзала. Стоимость поездки в вагоне купейного класса выше, нежели в плацкартном. Начинается она приблизительно от полутора тысяч. Часто можно встретить различные праздничные акции и скидки.

Спальный вагон (сокращенно СВ)

Вагон с повышенным уровнем комфорта. Главное отличие – это количество спальных мест. В СВ их всего 2 (реже 3).

СВ бывают нескольких классов:

  • 1 Е (люкс). Подразумевает выкуп купе полностью. Предоставляется еда и напитки, система кондиционирования, принадлежности для личной гигиены. Телевизор, розетки, wi–fi и личный сейф, гардеробная – все это есть в купе данного класса. Еще одно преимущество – наличие собственного душа и туалета.
  • 1 Э (стоимость немного ниже, чем в 1 Е). Не имеет отличий от люкса. Но не обязывает полностью выкупать купе. Можно приобрести 1 билет.
  • 1 У – первый класс. Отличие состоит в том, что весь набору услуг предоставляется пассажиру за дополнительную плату.
  • 1 Л – последний, без дополнительных услуг и санузла.

В вагонах СВ допускается перевозка домашних питомцев.

С учетом всех преимуществ вагона этого класса, цена на места в нем значительно выше, чем в простом купе. Если путешествие будет достаточно продолжительным, а комфорт важен, лучше выбрать этот класс.

Обратите внимание! Какой номер вагона лучше выбрать в поезде, чтобы поездка не вызвала дискомфорта? Наиболее удачными будут номера 3, 4, 5. Так как вагоны в самом начале и хвосте поезда зачастую сильнее трясет.

Отдельно следует сказать о скоростных фирменных поездах «Аллегро», «Сапсан», «Ласточка» и «Пальмира».

  • В состав поезда «Аллегро» входят 7 вагонов, они подразделяются на 2 класса и вагон – ресторан. Все места сидячие.

1–й класс насчитывает 48 мест, салон – переговорную и туалет. Места располагаются по схеме 2+1. В стоимость услуг включены наушники, свежая пресса и зона самостоятельного обслуживания, в которой предоставляются кофе и чай. 2–й класс вмещает 289 пассажиров. Схема расположения мест — 2+2. В 7–ом вагоне имеется игровая комната для детей. Во 2–м вагоне находятся два места для инвалидов.

Вагон СВ класса Люкс

Он оснащен подъемником и специальным туалетным комплексом. Поезд развивает скорость до 220 км/ч, имеет систему кондиционирования. Курсирует между Россией и Финляндией (Санкт –Петербург — Хельсинки ). Стоимость проезда в «Аллегро» составляет от 20 до 40 евро для второго класса. Для первого класса цены выше – от 59 до 75 евро в зависимости от даты.

  • Поезд «Сапсан» может развить скорость до 250 км/ч. В составе имеет вагоны экономического и экономического+ класса, вагон бизнес и первого класса, а также вагончик–бистро. Вмещает в себя 528 пассажиров.
  • Фирменный скоростной электропоезд «Ласточка» насчитывает 5 вагонов, максимальная скорость до 160 км/ч. Имеет 443 места, 4 из них предназначены для людей с ограниченными возможностями и 30 мест с сидениями, которые откидываются. В зависимости от направления движения делится на «Стандарт» и «Премиум».
  • Поезд «Северная Пальмира» состоит из двухэтажных вагонов, которые способны перевозить большее количество пассажиров за меньшую плату. Бывают купейного, СВ и штабного купейного типов.

Планируя поездку заранее, можно приобрести выгодный билет по более низкой цене. Предлагаются разнообразные варианты – от сидячих мест, как в электричках, до скоростных поездов с люксовыми местами. Какой вагон лучше брать в поезде, чтобы поехать на отдых или в командировку? Ориентироваться следует на свои предпочтения и обстоятельства. Если поездка кратковременная – не составит труда провести это время сидя. А если же в пути придется провести не одни сутки – стоит задуматься о более комфортных условиях.

*Цены актуальны на июнь 2018 года.

Планируя отправиться в дорогу на поезде, следует подумать, какой вагон лучше выбрать в поезде: плацкарт, тип купейный, СВ или сидячий. Плацкарт - самый распространенный вид пассажирских вагонов в России, впрочем, как и во всех странах СНГ, он состоит из 9 купе по 6 мест в каждом, итого 54 в 1 вагоне. В каждом купе и на боковых местах есть столы складной конструкции. Между 4-мя сиденьями купейной части и 2-мя боковыми находится проход. В вагоне есть 2 туалета, титан для подогрева воды, 2 тамбура, купе для проводников.

Почему плацкартный вагон такой популярный? Дело в том, что это бюджетный вариант поездки на дальнее расстояние, во время которой можно отдохнуть, поспать. Плацкарт еще называют спальным вагоном открытого типа. Розетка находится напротив туалета, во втором и восьмом купе (номера 39-40 и 51-52). Обычно желающих зарядить свои гаджеты (во время длительных путешествий) больше, чем самих розеток.

Места 1-4

Комфорт во время путешествия играет большую роль. Поэтому стоит серьезно отнестись к тому, какие места в плацкарте лучше брать.

Места с 1 по 4 находятся возле купе проводников и туалета. Их относят к «плохим». Поездка будет сопровождаться постоянным хождением пассажиров в туалет, к проводнику вагона, к выходу на промежуточных станциях, и происходить это будет круглые сутки.

Схема плацкарта

К плюсам можно отнести близость к выходу из вагона, что актуально для путешественников с тяжелым багажом.

Важно! Заряжать ноутбуки, также использовать тройники и удлинители запрещено.

Места 5-32

С 5 по 32 - лучшие места в плацкартном вагоне. Это полки середины вагона купейной части.

Обратите внимание! Окна в третьем и шестом купе не открываются. А если в таком купе еще нет кондиционера, то поездка станет большим испытанием, особенно летом.

Купейная часть

О боковых местах

Боковые места находятся в диапазоне с 37 по 54. Они так же имеют свои особенности, зная которые можно уверенно принять решение, стоит ли их покупать. Иногда билет на 54 верхнее боковое место не продается, тогда оно используется в хозяйственных целях.

К недостаткам «боковушек» можно отнести:

  • Меньшая ширина полки, что приносит ощутимый дискомфорт большинству людей и не дает возможность полноценно отдохнуть, выпрямившись лежа.
  • Минусом нижних боковых мест является их конструкция, поскольку столик раскладывается из средней части сиденья. Чтобы поесть за столиком пассажиру сверху, придется побеспокоить нижнего соседа, если тот отдыхает. Это не редко приводит к спорам и недовольствам обеих сторон.
  • Боковые сиденья считаются «проходными». Ноги расположить удобно практически невозможно, ведь под столиком наверняка уже находятся ноги соседа, а развернуться в сторону прохода мешают идущие туда-сюда люди.

Среди преимуществ боковушек можно отметить их доступность: они часто остаются в продаже практически при любом направлении следования поезда. А люди не высокого роста спокойно смогут разместиться на «втором этаже», не переживая, что ноги будут задевать проходящих людей.

Боковушки

Поездка на боковушках не должна принести дискомфорта, если путешествие длиться недолго.

Если едут двое хорошо знакомых людей, идеально приобрести билеты на верхний и нижний боковой плацкарт.

Места возле уборной (с 33 по 36)

Билеты с номерами 33-36 можно смело отнести к «неудобным». Недостаток их заключается в расположении возле туалета, что может сопровождаться весьма неприятными запахами, постоянным хлопаньем двери и сквозняком. Эти места выкупаются пассажирами весьма неохотно, как и боковые.

Преимущества и недостатки верхних и нижних полок

Еще один важный момент для того, чтобы выбрать самые удобные места в плацкартном вагоне, знать особенности верхних и нижних полок.

Преимущества верхних полок - на них вряд ли кто-то побеспокоит, в любое время суток можно удобно расположиться и заняться чтением книги, поспать или посмотреть любимый фильм.

Недостатком можно назвать ее неудобство для людей пожилых, с детьми, с излишним весом. Взобраться наверх для них – задача не из легких. В категорию людей, избегающих верхние места, входят также пассажиры, которые боятся упасть во время сна. К тому же, чтобы поесть за столиком, часто приходится беспокоить соседа с нижней полки.

Верхние полки

На верхних местах бывает довольно душно, особенно при недостаточно хорошей вентиляции вагона, когда на дворе знойное лето. Чтобы взять свой багаж, если он находится в специально отведенном отсеке под нижней полкой, придется побеспокоить людей.

Преимущества нижней полки - на нее не придется забираться. Это основной плюс. Внизу удобно как сидеть, так и лежать. Можно смотреть в окно, это приятно разрядит обстановку в пути. Чтобы поесть, не нужно никого просить освободить сиденье у столика.

Недостатков мало, но они есть. Поспать в дневное время практически невозможно. Сосед сверху часто будет спускаться вниз, например, чтобы сходить в туалет, посидеть, поесть. Поскольку пассажир верхней полки имеет полное право занимать сидячее место внизу в дневное время суток, это не позволит уединиться в собственных мыслях пассажиру, расположившемуся внизу. Периодически придется наблюдать ноги соседа сверху, который «охая» ползет в свой двухэтажный апартамент.

Обратите внимание! Выбирать подходящие для себя билеты нужно заранее, так как «хорошие» раскупаются в первую очередь.

Особенности поездки отдельной категории пассажиров

Прежде, чем определиться, какие места лучше брать в поезде плацкарт, нужно выбрать категорию пассажира:

  • беременные женщины;
  • пожилые люди;
  • страдающие заболеваниями опорно-двигательной системы, вестибулярного аппарата;
  • дети.

В силу своих физиологических особенностей, таким людям необходимо заранее покупать удобные места, желательно нижние. Женщина в положении или пожилой человек вряд ли смогут без посторонней помощи взобраться на верхнее сиденье, а вот слезть с него тем более. Ребенок может попросту упасть с верхней полки. Пассажиры с детьми предупреждают своих чад - едем в плацкарте, напоминают правила безопасности и поведения в поездах.

При различных заболеваниях, сопровождающихся нарушением движений и координации, поездка на втором этаже может стать довольно травмоопасной. В таких случаях лучше выбирать места на нижних полках и не далеко от туалета либо воспользоваться поездом РЖД «Ласточка» с сидячими вагонами.

Путешествие в плацкарте может быть приятным и комфортным, если позаботиться об этом заранее, купить самые для себя удобные места, исходя из некоторых вышеперечисленных особенностей.

Если вы покупаете билет в кассе, с кассиром можно обсудить свои предпочтения по поводу подбора места в вагоне. В том же случае, если покупка билета осуществляется на сайте, придется сделать выбор самостоятельно. Для этого необходимо предварительно ознакомиться с некоторыми нюансами различных мест. Иначе, столкнувшись с ними во время поездки, вам придется претерпевать неудобства, которых можно было и избежать.

Выбор вагона

Для начала нужно ознакомиться с и классами обслуживания, чтобы иметь представление о том, с каким уровнем комфорта вы встретитесь во время путешествия.

Мягкий (М), Люкс (Л), Купейный (К), Плацкартный (П), С местами для сидения (С).

Индивидуальные кондиционер, душ и туалет предусмотрены только в мягком вагоне. Во всех остальных – кондиционер общий, душ отсутствует, по два туалета в вагоне.

В мягком вагоне и люксовом по 2 спальных места на купе, а в купейном – 4.

Помимо типа вагона, важно учитывать классы обслуживания. Их достаточно много, и различаются они наличием и рационом питания (горячее/холодное), категорией оснащенности постельным бельем, наличием/отсутствием и комплектацией санитарно-гигиенических наборов, предоставлением прессы. Причем у разных компаний-перевозчиков применяются различные обозначения для классов обслуживания, а у одного и того же класса по обозначению могут быть различные наполнители по сервису.

Фирменные поезда состоят из вагонов новых модификаций, причем включают их разные типы, так что выбрать себе подходящий вариант можно без проблем.

А вот в двухэтажном вагоне можно встретить гораздо больше неудобств, чем это может показаться на первый взгляд. Мест стало в два раза больше, по сравнению с одноэтажным вагоном, а количество проводников – прежнее (чай ждать дольше, посадку в поезд также), в купе отсутствует третья верхняя полка и вещи складывать некуда. Вместо титана – обычный электрический чайник. Всего 3 туалета, лестница, по которой с багажом совсем не просто подняться пожилым людям, и низкий потолок на втором этаже.

Выбор места

В стандартных российских вагонах купе и плацкарт действует правило: нижние места – нечетные, верхние – четные.

Боковые места в плацкарте начинаются с 37. Над ним – 38, которые расположены непосредственно у туалета. Последнее верхнее небоковое место (36) удобным также не назовешь, так как за стеной туалет, а от всех остальных мест, с которых ноги, извините, свешиваются, оно отличается наличием перегородки и отсутствием подножки для залезания.

Рядом с купе проводника может тоже оказаться мало приятного. Предусмотренные для багажа отсеки, возможно, будут заняты углем, одеялами и прочим. Спорить с проводником по этому поводу вряд ли имеет смысл для вашего спокойного и комфортного пребывания в дороге. Лучше заблаговременно выбрать иное место.

Пассажирам высокого роста необходимо учесть, что в плацкарте места 1, 2, 35, 36 короче остальных сантиметров на 15.

Относительно вагонов с местами для сидения можно встретить одно довольно распространенное заблуждение. Эти вагоны часто путают с общими. В общем вагоне отсутствует кондиционер, а на полке сидя располагаются 3 пассажира. В вагонах , напротив, весьма комфортно. Расположение мест напоминает размещение их в автобусе. Места мягкие, их можно откидывать, чтобы подремать.

В вагонах с сидячими местами, не смотря на множество различных модификаций, принцип «у окна нечетное» сохраняется неизменно. Поэтому, если вы любитель поразмяться и не можете долго сидеть на месте, лучше покупайте четное место, оно ближе к проходу.

Даже при существующих ныне проблемах всегда можно найти вариант, наиболее подходящий именно вам. Отказавшись от неудобного места, вы тем самым сможете сохранить хорошее расположение духа и создадите прецедент, способствующий тому, чтобы в будущем компания обратила внимание на невостребованные места и снизила на них цену.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то