Альгамбра - великолепный дворец в городе гранада (испания). Альгамбра в Гранаде – уникальный архитектурный шедевр Испании Дворец альгамбра в гранаде южная испания

Альгамбра — архитектурное сокровище Испании и один из лучших в мире образцов исламской архитектуры. Этот величественный дворцовый комплекс, возвышающийся над городом Гранада на холме Ла-Сабика, являлся последним пристанищем мусульманских правителей Испании — династии Насридов (1230-1492).

Вид на Альгамбру с холма Альбайсин

Снаружи огромный крепость-дворец выглядит весьма внушительно и производит впечатление грозного военного бастиона. Однако это впечатление обманчиво. Внутри комплекса расположены изысканные дворцы и сады арабских правителей, попадая в которые, посетители оказываются в мире гармонии и грез. Альгамбра является характерным примером так называемой мусульманской «скрытой архитектуры», которая формирует зону обитания, недоступную чужестранцу. Снаружи оценить здание, построенное по этим принципам, нельзя: самое прекрасное спрятано внутри и видно только жителям и гостям. В Альгамбре то, что со стороны кажется скоплением башен, в реальности представляет собой чудо продуманной планировки, воплощение гениальной инженерной мысли и фантастической красоты убранство и отделку.

Строительство крепости было начато в середине XIII века и продолжалось в течении 150 лет. Первый камень в основание Альгамбры был заложен по приказу Мухаммеда I ибн Насра, носившего прозвище «Аль-Ахмар» (Рыжий). Захватив Гранаду в 1238 году в результате внутренней междоусобной войны, он начал строительство цитадели на месте старой арабской крепости. Сооружение получило название Альгамбра (от арабского الحمراء), то есть «красная» — такой цвет имел материал, состоящий из смеси камней, песка и глины и добывавшийся прямо под ногами у строителей, на холме Ла-Сабика.

Первой была построена (Torre de la Vela) или Смотровая башня (также известная как Дозорная). Ее высота составляет 27 метров. С трех сторон башню защищают отвесные склоны, что давало ей огромные преимущества при обороне. В прошлом это строение также являлось центром созданной Мухаммедом разведывательной сети и конечным пунктом цепи сигнальных башен. С самой Торре-де-ла-Велы открывается великолепный вид на Гранаду.

Башня Торре-де-ла-Вела

Вид на Гранаду с башни Торре-де-ла-Вела

Башня Торре-де-ла-Вела

Башня Торре-де-ла-Вела

За башней находится — крепость, где располагались казармы военных, защищавших Альгамбру, и медина (город), в которой жили люди, обслуживавшие крепость. Помимо их домов в медине имелись пекарня, кожевня и склады, обеспечивавшие жизнедеятельность обитателей медины. В период расцвета Альгамбры Алькасбу населяло около 5 тысяч жителей.

Сердцем Альгамбры являются (Los Palacios Nazaríes) , принадлежавшие правителям из рода Насридов в Гранадском халифате. Дворцы, каждый из которых уникален, были построены один за другим разными эмирами. Каждый эмир хотел превзойти своего предшественника, оставив тем самым след в истории. Так образовался комплекс соединенных между собой зданий, считающийся одним из самых изысканных, прекрасных и утонченных дворцовых ансамблей в мире. Дворцы Насридов условно делятся на три части: Мешвара, Дворец Комарес и Дворец львов.

Дворцы Насридов, вид из Хенералифе

Войдя во Дворцы Насридов, посетитель сначала попадет в самую старую часть комплекса под названием Мешвар, в другой транскрипции — Мешуар или Мексуар (Mexuar). Название происходит от слова maswar — место, где заседает совет министров — «шура». Мешвар состоит из нескольких помещений и миниатюрных дворов. Прямоугольной проходной зал Мешвара (Sala de Mexuar) — первый зал дворца, где по одним данным предположительно находился королевский суд, а по другим — место приемов и встреч. Верхняя часть помещения украшена резным стуком (гипсовыми панелями), а мраморные колонны с капителями в арабском стиле поддерживают красивейший резной потолок, изготовленный из кедра. На стене расположена выполненная в технике «зеллидж» цветная мозаика в виде арабесок. При христианских королях зал был перестроен и служил капеллой, однако потом его отреставрировали, частично вернув первоначальный вид.

К залу Мешвара примыкает небольшая комната, из окон которой открывается вид на район Альбайсин. Предполагается, что в этой комнате находилась молельня. Ее стены покрыты цитатами из Корана. В восточной части комнаты находится михраб — ниша, указывающая направление на Мекку, в сторону которой обращается каждый молящийся мусульманин.

Далее следуют одни из интереснейших покоев Альгамбры — двор (Cuarto Dorado) или двор Позолоченной комнаты. Это очаровательный дворик с фонтаном в центре. На южном фасаде двор имеет двойны окна, которые закрываются деревянными решетками («машрабийа» ), созданными с ювелирной точностью. На фасаде начертаны «Стихи Трона» из Корана, что наталкивает некоторых ученых на мысль о том, что Куарто Дорадо являлся центральным входом во дворец.

Следующая часть дворца являлась официальной резиденцией правителя. Она была построена при Юсуфе I и получила название Дворец Комарес (Palacio de Comares) . Начинается она с Миртового дворика (Patio de los Arrayanes) — одного из самых знаменитых мест Альгамбры. Он покоряет посетителей своей изысканностью и простотой линий. Внутри прямоугольного двора площадью 36,6 на 23,5 метра расположен пруд (34,7 на 7,2 метров). Он обрамлен мраморными плитами, по обоим сторонам из круглых фонтанов в него поступает вода. Стараниями архитекторов вода подается так, чтобы не нарушать ровной поверхности пруда, а ее услаждающее слух еле слышное журчание производит приятное впечатление. Сам пруд предназначался для разведения в нем золотых рыбок.

За миртовым двориком, на северной стороне, высится Башня Комарес (Torre de Comares) — самая высокая среди башен Альгамбры. Ее высота достигает 45 метров. В ней располагается самый величественный и занимающий центральное место в дворцовом комплексе Зал послов (Salon de Embajadores) . Размеры и интерьер этого помещения должны были приводить посетителей в трепет. Во времена правления Юсуфа I власть испанских католических королей становилась сильнее, и при постройке Зала послов эмир ставил перед собой задачу ошеломить и впечатлить своих иностранных гостей, оставив в их памяти мощь и неприступность защитных сооружений Альгамбры. Интерьер башни представляет собой миниатюрную модель вселенной, в центре которой сидел правитель Гранадского халифата. Фантастический кедровый потолок зала, состоящий из 8 тысяч элементов, символизирует семь небес мусульманского рая. Стены украшены арабской вязью, восхваляющей Аллаха.

На восток от Миртового дворика расположены Бани Комарес (Baños de Comares) . Помещение хаммамов (так по-арабски называются бани) имеет полусферические крыши с отверстиями в виде звезд. Бани отапливались горячим воздухом, который поступал по трубам, проложенным внутри стен и под полом. За стеной находился котел, в котором нагревали воду, поступавшую в ванны. Пол и стены украшены изящной мозаикой.

Дворец Львов (Palacio de los Leones) — это частные покои правителя и его гарема. Он был возведен при эмире Мухаммеде V. Это один из самых прекрасных памятников арабо-исламского искусства. Его сердцем является (Patio de los Leones) , поражающий зрителя своей гармонией, красотой и утонченностью. По его периметру расположена колоннада из тонких одиночных и сдвоенных колонн, а на восточной и западной стороне находятся два изящных павильона. Удивительное ощущение соразмерности и гармонии создается благодаря точнейшим математическим расчетам, при проведении которых арабские мастера опирались на опыт античности.

В центре дворика расположен фонтан со скульптурами 12 львов, на спинах которых покоится чаша, украшенная стихами арабского поэта Ибн Замрака, восхваляющими эмира: «Благословен будь Бог, кто дал имаму Мухаммеду обитель, красотой превосходящую другие. Здесь сад, объемлющий чудеса искусства, подобное коим Бог запретил признавать еще где-либо. Взгляни на сплошную массу жемчуга, озаряющего все вокруг и пронизывающего воздух градом крошечных кристаллов...». При халифах на месте двора был разбит сад. Это было место для прогулок гарема правителя.

Покои дворца, в которые посетитель попадает из Львиного дворика, украшены удивительным изобретением арабских зодчих — сталактитовым сводом, природу которого очень сложно понять, равно как и сложно оценить его реальные пропорции. В течение дня вместе с переменой освещения изменяется и вид потолка, создавая иллюзию движения. Сложнейшая конструкция основана на точных математических расчетах и философских представлениях арабских ученых.

С южной стороны от Львиного дворика находится Зал Абенсеррахов (Sala de los Abencerrajes ), названный в честь трагического события — убийства по навету 37 человек из рода Абенсеррахов. Это строение имеет необычный купол в форме восьмиугольной звезды, украшенной сталактитами. Через окна в куполе льется мягкий свет.

Зал королей (Sala de los Reyes) располагается на восточной стороне Львиного дворика. Потолки помещения украшает живопись, изображающая сцены оживленной беседы десяти человек в арабских одеждах и дам, наблюдающих за рыцарским турниром. Предполагается, что эти росписи были сделаны при католических королях.

На севере от Львиного дворика находится Зал двух сестер (Sala de las Dos Hermanas) , названный так из-за двух одинаковых плит на мраморном полу. Потолок зала украшен прекрасным сталактитовым сводом, а на стенах в круглых фрагментах стукового (гипсового) декора высечены стихи поэта Ибн Замрака, прославляющие дворец эмира Мухаммеда V.

Стихи поэта Ибн Замрака на стене в Зале двух сестер

Пройдя из зала в северном направлении посетитель попадает в маленький зал с двойным окном (Mirador de Daraxa) , из которого открывается вид на сад Дарахи. Считается, что в этой небольшой элегантной комнате отдыхали женщины гарема.

На выходе из Дворцов Насридов располагается (Torre de las Damas) — небольшое строение с башней, расположенное напротив пруда. Это здание — то, что осталось от разрушенного дворца Парталь. Потолок этого сооружения вывез в Берлин немецкий банкир, который владел этим участком в XIX веке. Сейчас потолок выставлен в Музее исламского искусства, входящего в состав Пергамского музея в Берлине.

(Palacio de Carlos V ), расположенный рядом с дворцом Насридов был начат в XIV веке и закончен только в XX. Внутри он имеет круглый двор диаметром 30 метров. На первом этаже этого помещения расположен Музей Альгамбры (Museo de la Alhambra ), где представлены археологические находки, найденные при раскопках Альгамбры. На втором этаже разместился Музей Изящных искусств Гранады (Museo de Bellas Artes de Granada ).

Выше Альгамбры расположена бывшая летняя резиденция эмиров Гранады — дворец и сады Хенералифе , о которых рассказано в отдельном разделе .

Со стороны лучший вид на Альгамбру открывается из района Альбайсин. На холме имеется специальная смотровая площадка. Зимой и весной вид особенно прекрасен благодаря тому, что горы Сьерры-Невады, расположенные за Альгамброй, покрыты снегом.

Билеты в Альгамбру.

Альгамбра — одно из самых посещаемых мест в Испании. Если вы едите в туристический сезон, то билеты лучше всего покупать заранее, чтобы не выстаивать огромные очереди и попасть в Дворцы Насридов, в которые можно войти только в строго определенное время, которое вы укажете при покупке билета.

Билеты в Альгамбру можно купить на сайте www.alhambra-tickets.es (официальный партнер, указанный на официальном сайте www.alhambra-patronato.es). При предварительной продаже билетов дополнительно взымается сбор в 1,3 %. При покупке в кассе или через терминал в день посещения Альгамбры стоимость билета повышается на 10 %.

Типы билетов в Альгамбру:

Общий билет (General admission ticket): 13 евро . Этот билет дает право на посещение всего комплекса. Необходимо сохранять его до конца посещения Альгамбры. При входе во Дворцы Насридов и резиденцию Хенералифе стоят дополнительные турникеты. При покупке этого билета вы выбираете время посещения Дворцов Насридов. Если вы не придете к Дворцам Насридов в заявленное на билете время, то билет будет аннулирован. Учтите, что от входа в Альгамбру до Дворцов Насридов пешком идти около 30 минут.

Билет на посещение Садов Альгамбры, Алькасбы и Хенералифе (Visit the Gardens, the Alcazaba fortress and Generalife ): 7 евро . Этот билет не дает право увидеть самую красивую часть Альгамбры — Дворцы Насридов.

Билет на посещение Дворцов Насридов в вечернее время (Evening visit to the Nasrid Palaces) : 8 евро . Вечером дворцы красиво подсвечиваются. Рекомендуем, если у вас будет несколько дней в Альгамбре, посетить Дворцы Насридов и днем, и вечером.

Билет на посещение Хенералифе в вечернее время (Evening visit to the Generalife): 5 евро.

Синий абонемент на обход Альгамбры (Blue circular pass): 15 евро. Дает право на вечернее посещение Дворцов Насридов, и на следующий день — на посещение Садов Альгамбры, Алькасбы и Хенералифе,

Красный абонемент на обход Альгамбры (Red circular pass): 100 евро. Дает право на 15 посещений Альгамбры в течении года. В него входит 10 дневных и 5 ночных посещений.

Обязательно возьмите с собой в путешествие ту банковскую карту, которой вы расплачивались при покупке билетов через интернет!

После покупки билетов через интернет, перед посещением Альгамбры, вы должны обязательно получить эти билеты в специальных терминалах, расположенных в павильоне рядом с кассами у центрального входа. Каждый терминал (смотрите подписи на них) выдает определенный тип билета. Если вы купили билеты с посещением всего комплекса Альгамбры, включая Дворцы Насридов, то ищите терминал с надписью: Visita general (General visit). В терминале вы должны выбрать опцию «распечатать уже купленные билеты». Дальше автомат попросит вас вставить банковскую карту, с которой производилась оплата билетов через интернет. После этого автомат выдаст вам ваши билеты, которые необходимо сохранять до конца посещения Альгамбры.

Терминал для получения билета General visit

При входе в дворцовый комплекс вы можете бесплатно взять карту-путеводитель Альгамбры.

Посещать Альгамбру в туристический сезон лучше всего ранним утром или вечером, чтобы избежать соседства с большими туристическими группами. Вход в Дворцы Насридов расположен около дворца Карла V.

У центрального входа в Альгамбру имеется камера хранения багажа (Consigna / Lockers) , работающая с 7.30 до 18.30 с ноября по февраль, и с 7.30 до 20.30 с марта по октябрь.

Подъем в гору, на которой стоит Альгамбра, достаточно тяжелый. Рекомендуем вам добираться до входа в дворцовый комплекс на автобусе. Бело-красный микроавтобус под номером 30 идет по центральной улице Gran Via и через площадь Plaza Nueva .

Автобус №30, идущий до Альгамбры

Заимствовав опыт Египта и Рима по устройству ирригационных сооружений, арабы сумели использовать таяние снегов на горных вершинах и создали мощную гидротехническую систему, превратив безводную Испанию в цветущий край. Здесь сформировался новый тип сада - испано-мавританский. Это небольшой дворик (200-1200 м²) атриумно-перистильного типа (патио), окруженный стенами дома или оградой, представляет собой продолжение парадных и жилых покоев под открытым небом.

Комплекс таких миниатюрных патио, включенных в сложную структуру дворца, представляют сады Гренады, созданные в XIII в. в резиденциях халифов - Альгамбре (650 X 200 м) и Генералифе (площадь 80X100 м).

Альгамбра (исп. Alhambra, от араб. قصر الحمراء‎‎ каср аль-хамра - «красный замок») - архитектурно-парковый ансамбль, расположенный на холмистой террасе в восточной части города Гранада в Южной Испании. Основное развитие получил во времена правления мусульманской династии Насридов (1230-1492), при которых Гранада стала столицей Гранадского эмирата на Иберийском полуострове, а Альгамбра - их резиденцией (сохранившиеся дворцы относятся преимущественно к XIV веку). В состав обширного комплекса, заключенного в крепостные стены с башнями, входили также мечети, жилые дома, бани, сады, склады, кладбище. В настоящее время является музеем исламской архитектуры.

В Альгамбре помещения дворца группировались вокруг Двора мирт и Двора львов. Двор мирт (47 Х 33 м) окружен стенами зданий с изящной аркадой, богато украшенной орнаментом. В центре находится бассейн (7X45 м), вытянутый по длинной оси и обрамленный рядами стриженого мирта. Главным эффектом является отражение аркады башни в воде бассейна. Двор львов (28 X 19 м) также окружен стенами и аркадой, пересечен двумя взаимно перпендикулярными каналами, в центре которых находится фонтан из двух алебастровых ваз, поддерживаемых 12 черными мраморными львами.

Алькасаба (от арабского слова аль-касба, означающего «крепость») - цитадель Альгамбры; именно здесь были построены первые укрепления.

Площадь Водоемов (Plaza de los Aljibes) расположена между Алькасабой, с одной стороны, и дворцами Насридов и дворцом Карла V - с другой. Получила название от подземных цистерн, выкопанных в этом месте графом де Тендилья в 1494 г. С нее туристы входят в Алькасабу.

Дворец Насридов состоит из трех монументальных ансамблей: Мешуара - здания для аудиенций и судов, дворца Комарес - официальной резиденции эмира, Дворца Львов - частных апартаментов.

Парталь (Partal, от арабского слова, означающего «портик») - зона к востоку от дворца Насридов. Изредка ее называют двором Смоковницы (Patio de la Higuera). Значительную ее часть ранее составлял дворец Парталь (Palacio del Partal), или дворец Портика (Palacio del Pórtico), построенный раньше насридских дворцов - в начале XIV в., при Мухаммеде III. От этого дворца осталось очень немногое; наибольшее из его строений - башня Дам (Torre de las Damas), или башня Князя (Torre del Príncipe), встроенная в наружную стену. Ее портик с пятью арочными входами выходит к прямоугольному водоему, как и у прочих дворцов.




Генералиф (план садов): 1 - входы, 2 - нижняя терраса, 3 - двор c каналом, 4 - беседка, 5 - Сад султанши, 6 - верхняя терраса, 7 - каскад

Ансамбль Генералиф (исп. Generalife, от араб. Jannat al-"Arif‎‎ - «сад архитектора») - Генералиф (исп. Generalife, от араб. Jannat al-"Arif‎‎ - «сад архитектора») - бывшая летняя резиденция эмиров династии Насридов, правивших Гранадой в XIII-XIV веках. Сады Генералифа находится на холме Серро-дель-Соль на 100 м выше Альгамбры; вместе с расположенными немного западнее крепостью-резиденцией Альгамбра и жилым районом Альбайсин, которые образуют средневековую часть города, Генералиф включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как «бесценный пример королевских арабских резиденций средневекового периода».

Дворец и сады были построены в период правления Мухаммеда III (1302-1309) и заново декорированы вскоре после султана Измаила I (1313-1324). Комплекс включает в себя Патио-де-ла-Асекиа (Patio de la Acequia - «двор ручья»), в котором располагаются длинный бассейн, окружённый клумбами, фонтаны, колоннады и павильоны, а также Хардин-да-ла-Султана (Jardín de la Sultana - «сад султана»), имеющий второе название - «кипарисовый двор». Хардин-да-ла-Султана считается наиболее хорошо сохранившимся садом мусульманской Испании.

Это комплекс изолированных садов-патио на террасах. Наиболее известен двор с каналом. Он вытянут и окружен аркадой, по центру проложен узкий 40-метровый канал, украшенный двумя рядами фонтанов. Их тонкие струи образуют арочную аллею. В саду свободно высажены небольшие деревья и кустарники.

В целом традиции испано-мавританского сада характеризуются следующими чертами: простота планировки и индивидуальность решения. Планировка регулярная, обусловлена геометрическим планом патио. Сад имеет композиционный центр, чаще всего это бассейн. Вход в сад часто размещается не по центру, а сбоку, тем самым нарушается симметрия, обогащается общая картина сада.

Связь между внутренним замкнутым пространством сада и открытыми внешними видами достигается путем устройства видовых точек, оформленных аркадами. Этот прием взаимосвязи получил в дальнейшем широкое развитие в ландшафтном искусстве.

Вода - основной мотив сада. Она присутствует в каждом патио в виде каналов, бассейнов, источников, бьющих из-под земли. Вода то стекает по каналам, сделанным в перилах лестниц, то узкой полосой пронизывает плоскость сада, то растекается обширным зеркалом (Двор мирт), то образует фонтанные струи. Во всем ее многообразии прослеживается стремление показать ценность каждой ее капли.

Растительность используется таким образом, чтобы продемонстрировать индивидуальные достоинства каждого экземпляра. Кипарисы, апельсиновые и мандариновые деревья, жасмин, миндаль, олеандр, розы высаживали свободно. Как архитектурный элемент стрижка применялась редко.

Жаркий климат не позволял использовать газон, поэтому большая часть территории оформлялась декоративным мощением.

В цветовом решении характерно сочетание общей сдержанной цветовой гаммы стен, зелени деревьев и кустарников с яркими вкраплениями красивоцветущих растений или цветных покрытий. Декоративное мощение - один из важных элементов испано-мавританского сада. Иногда цветной майоликой облицовывали подпорные стены и скамьи сада. Основные цвета - голубой, желтый, зеленый.

Таким образом сформировался испано-мавританский стиль с комплексом своих приемов, соответствующих требованиям времени, природы, национальным традициям.

Миртовый дворик (Patio de los Arrayanes). Центр композиции всего дворца, почти самое знаменитое место Альгамбры (именно он изображен на верхнем снимке). Посредине дворика находится мраморный водоем размерами 34 х 7,1 м, куда подается вода из двух фонтанчиков по коротким сторонам прямоугольника, за который дворик также называется Патио пруда (Patio del Estanque, Patio de la Alberca). По длинным сторонам он обсажен постриженной изгородью из мирта, по которому двор получил название. По северной и южной сторонам сделаны открытые портики, имеющие по семь полукруглых арок с ажурной резьбой и с колоннами, имеющими капители квадратного сечения (центральная арка выше всех остальных). На их стенах поверх изразцов, уложенных уже при христианах в конце XVI в., идут арабские надписи, восхваляющие эмира, - в частности, стихи Ибн Замрака, министра Мухаммеда V. На концах портиков находятся богато украшенные ниши, где ставились вазы с цветами или масляные светильники. По длинным сторонам дворика - богато украшенные входы в женские покои.

Львиный двор (Patio de los Leones) получил свое название из-за фонтана состоящего из двух бассейнов разных размеров и большой чаши, которую поддерживают 12 львов. Эти архаичные изваяния были принесены сюда из старого дворца в Альбайсине. Львы изваяны из особенного полудрагоценного мрамора и расставлены, как лучи звезды. Число львов не случайно. Согласно легенде, 12 львов поддерживали трон царя Соломона. Об этом султану Мухаммеду аль-Гани рассказал его визирь ибн-Нагрелла. Он же и посоветовал султану украсить фонтан фигурами львов. Однако исследователи относят эту историю к легендам, так как львы у фонтана появились якобы только в XVI веке - уже после падения Гранады.

По своей структуре Львиный двор относится к типу мусульманского парка «чор-бак», что в переводе означает «четыре сада». Принцип его построения в следующем: прямоугольное помещение разделяется на четыре равные части двумя каналами, протянутыми по диагонали. На пересечении их располагается фонтан с скульптурами львов. Изо рта каждой скульптуры струя воды бьет прямо в окружающий фонтан канал, вода в который поступает из четырех водоемов под каменным полом зала.

Ажурные аркады Львиного двора опираются на 124 мраморные колонны, гладкие стволы которых являются основным элементом декора. Размер двора составляет 28×16 м. Благодаря сложности оформления участок кажется просторнее. Колонны повторяют ритм узора покрывающего всю поверхность двора. Павильоны украшены сталактитами, выполненными из дерева. Важную роль в композиции играет высокая кровля из черепицы, исполненная в грубоватой манере, что подчеркивает элегантность оформления аркады. С западной и с восточной стороны возведены две беседки, откуда открывается прекрасный вид на львов, чьи «пасти извергают струи воды».

Красноречиво говорит уже тот факт, что ряд исторических памятников занесен в список мировых достопримечательностей «Достояния Человечества». Где бы ни оказался путешественник на своем пути по дорогам Испании, повсюду его ждет встреча с загадочным прошлым, представленным внушительными памятниками и монументами - молчаливыми свидетелями славы и могущества империй разных эпох.

Испания пережила период Римского владычества, о чем свидетельствуют римские акведуки, элементы античных театров и арен, сторожевые башни и оборонительные постройки.

Значительный след в культуре полуострова оставили арабы, чье господство продолжалось почти восемь столетий, начиная с VIII века нашей эры. Самым знаменитым сооружением той эпохи, выполненным в неподражаемом восточном стиле, является грандиозный дворец Альгамбра («Красный замок»), расположенный в окрестностях Гранады.

Месторасположение дворца Альгамбра

Испания занимает большую часть Иберийского полуострова, самую южную точку которого отделяет от лишь узкая полоса Гибралтарского пролива (ширина - 14 км). От соседней Испания отделена труднопроходимыми Пиренейскими горами, что обусловило ее относительную изолированность от Европы на протяжении веков.

Великолепная Альгамбра - одна из достопримечательностей Испании, расположена у подножия гор Сьерра-Невада. В средние века она была центром последнего и наиболее долго существовавшего мусульманского государства Испании. Холм, на котором стоит крепость Альгамбра, полого спускается к городу, а со стороны Сьерра-Невады образует крутой обрыв, на дне которого стремительно мчит в Гвадалквивир свои воды Дарро.

Дворцовая крепость возвышается над городом живописной массой крыш, взгромоздившихся друг на друга, башен, куполов и зубчатыми стенами.

Крепость Альгамбра («Аль Кал’а аль-Хамбра») - единственный сохранившийся памятник художественного искусства мавров в городе Гранада, считается одним из . Искусно украшенная крепость представляет собой вершину мавританского искусства и культуры.

История дворца Альгамбра

В 711 году отряды арабских и берберских воинов, переправившись через Гибралтарский пролив, вторглись на полуостров. С тех пор maurus (от греческого слова «темный») - название одного из берберских племен северо-западной Африки - распространилось на всех мусульманских завоевателей Испании.

Кордовский халифат - мощное и процветающее государство древности, независимость которого была в 929 году провозглашена перед лицом остального мусульманского мира. Вскоре арабская Испания превратилась в самую населенную, богатую и благоустроенную страну Европы. Но в XI веке Кордовский халифат распался, правда, это не задержало дальнейшего развития «мавританского стиля» в искусстве. Он только приобрел черты большего лиризма.

Своей вершины искусство достигло в прославленном архитектурном комплексе «Альгамбра». Дворцовый ансамбль складывался в разное время и, конечно, не имел первоначального общего плана, а вместе с тем он отличается удивительным архитектурным единством. Именно здесь мавританская культура пережила свой расцвет, свой короткий «золотой век».

Крепость- дворец была построена последними арабскими эмирами Испании. Альгамбра строилась в период упадка (в Испании завершалась реконкиста - многовековая борьба испанцев против арабских завоевателей). Правители той эпохи, чтобы забыть о реальности, решили создать райский дворец в стиле сказок 1001 ночи. При этом материалы для строительства были не очень дорогими, так как денег тогда у эмиров Гранады не было.

Сооружение замка начал основатель династии Мохаммед ибн Юсуф Назр в середине XIII столетия. Однако убранство королевских покоев датируется второй половиной XIV века, временем правления Юсуфа I и Мохаммеда V.

Для династии Насридов Альгамбра стала административным центром и королевской резиденцией. 25 властителей династии Насридов правили здесь на протяжении 250 лет. В 1492 году Насриды были изгнаны из Гранады.

Христианский правитель Фердинанд Великолепный в 1515 году отдал специальный приказ о сохранении Альгамбры - «столь исключительного и великолепного сооружения». Сейчас на территории Альгамбры находится королевский дворец, который был возведен одним из следующих испанских королей. Архитектор Педро Мачука занимался тогда реставрацией Альгамбры и следил за ее садами. Но он был еще и учеником великого Микеланджело и потому, выполняя повеление короля, замыслил построить величественное здание в стиле Ренессанса.

В 1536 году Карл V - император Священной Римской империи - перенес свою резиденцию в Гранаду и с большим трудом согласился не перестраивать Альгамбру. Правда он хотел пристроить к ней ротонду, но она так и не была закончена. Спустя несколько десятилетий дворцовый комплекс начал приходить в упадок и запустение. Войска Наполеона частично разрушили древнюю крепость Насридов - часть сооружений была взорвана. Лишь в XIX веке началась реставрация и реконструкция комплекса.

Особенности строения дворца Альгамбра

«Если смотреть со стороны, то это просто нелепое скопище башенок и крыш, без тени логики, без намека на сообразность и архитектурное изящество. Невозможно догадаться о красоте и очаровании, которые ожидают посетителя внутри», - такое описание Альгамбры оставил в 1829 году американский писатель Ирвинг. Этот контраст между внешним обликом и внутренним убранством Альгамбры и поныне способен кого угодно привести в изумление. Со стороны Красный Замок выглядит как суровая крепость. Изнутри же Альгамбра напоминает архитектурный рай на земле.

В комплекс Аламбры входят: Альказаба - крепость XIII века; дворец Карла V; королевские палаты и сады Хенералифе. Внутренние дворики, переходы, фонтаны, водоемы и каскады прекрасно сочетаются друг с другом. Керамические изразцы, резьба по камню и дереву, причудливые растительные орнаменты и письмена арабской вязью образуют поразительное декоративное богатство. Все внимание архитектора было направлено на внутреннее убранство помещений: полы в Альгамбре устланы пестрой мозаикой, панели стен покрыты разноцветным, с металлическим кафелем.

Крепостная стена длиной 2200 метров окружает территорию замка, где внутри находится сам дворец Аламбра и дворцовые службы (все постройки периода 1238-1492г.).

Альгамбра не имеет ни ясного плана, ни главной оси, по обе стороны которой размещались бы одинаковые здания. Это скорее лабиринт из залов, павильонов, башен, возникающих по мере надобности или по прихоти художника вокруг двух больших внутренних дворов. Отдельные комнаты, переходы, залы самым причудливым и произвольным образом группируются вокруг этих больших и нескольких маленьких дворов.

Центром дворцовой жизни в Альгамбре был «Дворик львов» (28 м. на 15 м.) с фонтаном в центре, который покоится на спинах 12 небольших львов из серого мрамора. Число львов не случайно. Согласно легенде, 12 львов поддерживали трон царя Соломона. Об этом султану Мухаммеду аль Гани рассказал его визирь ибн Нагрелла, по происхождению. Он же и посоветовал султану украсить фонтан фигурами львов.

Изо рта каждой скульптуры струя воды бьет прямо в окружающий фонтан канал. Вода в канал поступает из четырех водоемов под полом зала. Они соединены с мелкими бассейнами фонтанов, расположенных в соседних помещениях. Для арабских зданий фонтаны, ручьи и водопады являются не менее характерными, чем колонны для греческих. Не случайно на фонтане в Львином дворике сохранилась надпись: «Смотри на воду и смотри на , и ты не сможешь решить, спокойна ли вода или струится мрамор».

На западной стороне Львиного дворика располагается «Зал сталактитов», названный так из-за кружевного убранства своего потолка. К сожалению, потолок этот погиб в конце XVI века во время пожара и в 1614 году он был заменен эллипсовидным покрытием.

«Дворик мирт» - открытая площадка (110 м. на 78 м.) с узким бассейном, который окружен кустарником и миртами. В каждом конце дворика находятся ниши с украшенными сводами, а у северной оконечности дворика расположен «Зал послов» - приемная мавританских правителей. Все это великолепие завершает купол из кедрового дерева. Это помещение создавалась для официальных церемоний и придворных торжеств. Купол этого помещения украшен звездным узором, мерцающим на высоте 18,3 метра. Утверждают, что вид этого искусственного неба вполне может соперничать с настоящим ночным небосводом. Прямо против входа находился трон правителей Гранады.

«Зал послов» был возведен в XIV веке и является самым обширным в Альгамбре: его размеры - 11/11/18 метра. На уровне пола в нем расположились девять больших арочных окон, три из которых по центру разделены мраморными колоннами. Толщина стен «Зала послов» достигает трех метров, поэтому каждое из окон образует самостоятельное, богато украшенное помещение.

Входу в башню Комарес предшествует вытянутый в длину, узкий «Зал Лодки». Некоторые исследователи объясняют это название сходством росписи потолка зала с килем корабля. Однако испанский писатель Карлос Паскуаль возводит этимологию слова «барка» («Зал ла Барка) - к арабскому «барака» - «благословение, благодать», и это кажется наиболее правдоподобным.

«Зал двух сестер» - по одной из легенд в этом зале томились две сестры-христианки, они умерли от тоски по разлученным с ними возлюбленным. Этот квадратный зал принадлежит к числу самых совершенных зданий Альгамбры. Он отличается великолепным орнаментальным убранством. Лепные украшения этого зала, напоминающие сталактиты, одержали победу над временем и достигают здесь своего совершенства: ни один изразец не похож на другой.

Напротив «Зала двух сестер» расположился «Зал Абенсерхав». В 1482 году, как гласит легенда, здесь произошли кровавые убийства. Чтобы освободить своему сыну Боабдилю путь к трону, его отец вызвал в Альгамбру еще 36 претендентов. Их встречал в этом зале поджидавший уже палач и всем перерезал горло.

Аркады, по периметру двора, опираются на 124 колонны, а с западной и с восточной стороны возведены две беседки, откуда открывается прекрасный вид на львов, чьи пасти извергают струи воды. Каждая арка во дворе заключена в узорную раму, в орнамент которой вплетена вязь арабских букв. «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник его», - эти слова повторяются несколько раз.

Альгамбра в наши дни

Дворец интересен тем, что это один из древних и хорошо сохранившихся арабских дворцов в мире. Именно поэтому гранадская столица, а точнее, Альгамбра являются предпочитаемыми пунктами направления туристов. Арабский памятник, один из самых посещаемых в , принимает каждый год более двух миллионов гостей.

Если в основном произведения арабского зодчества поражают своей монументальностью, то изюминка Альгамбры – наоборот таится в деталях. Это не просто дворец, как многие его называют — это монументальный архитектурный комплекс, поражающий своей красотой и великолепием

Этот величайший памятник арабскому строительному искусству в Андалусии появился здесь благодаря маврам-мусульманам, под господством и влиянием которых Испания находилась на протяжении нескольких веков. На закате своего могущества мавританские решили создать на земле покорённой Гранады маленький рай – дворец-крепость Альгамбра

В переводе с арабского “Альгамбра” значит “красная” – возможно произошло оно от цвета кирпичей, из которых выложена стена замка, но есть и более интересная версия происхождения названия мавританского архитектурного комплекса – арабские историки считают, что строительство велось ночью, при свете факелов, и такая подсветка придавала стенам красноватый оттенок - отсюда якобы и произошло название “Альгамбра”

Альгамбра находится на вершине долины Ассабика, на юго-восточной границе Гранады. Как в других мавританских дворцах, в Альгамбре все сокровища спрятаны внутри, за ничем не выдающимися, можно даже сказать неприглядными стенами – ведь фасады её зданий ничем не украшены

Альгамбра представляет собой обширный комплекс двориков с садами, где журчат фонтаны и в бассейнах плещутся рыбы. Каждый дворик окружен аркадой, за которой скрываются богато украшенные внутренние помещения - спальни, залы для пиров и приема послов. Названия внутренних двориков говорят сами за себя, например если Вы входите в дворик, украшенный вечнозелеными безворсовыми коврами-картинами, миртовыми шпалерами – можно догадаться, что это “Миртовый дворик”; внутренний дворик с фонтаном, вокруг которого застыли 12 каменных львов – логично носит название “Дворик Львов” или “Львиный дворик”; ещё один дворик, с двумя огромными плитами из белого мрамора в полу, называется “Залом двух сестёр”

Архитектурный ансамбль Альгамбры - это, по сути, город на территории Гранады. У подножия высоких крепостных стен разбиты сады и возведены павильоны, мечеть, дворцовый ансамбль, алькасаба (крепость), а также небольшая медина (город)

Для официальных церемоний и придворных торжеств здесь была создана специальная “Палата послов”, высокий купол которой украшен звёздным узором

Архитектурный ансамбль Альгамбры уникален в том плане, что построен он из недолговечных материалов – простой глины и алебастра! Но арабские зодчие XIV века умудрились даже из таких материалов сотворить настоящее чудо, при этом тонко чувствуя гармонию и пропорции каждого элемента, играя со светом и пространством

Особенностью Альгамбры , как, впрочем, и других мавританских дворцов, является резьба по штукатурке, в которой арабские мастера высекли ажурный орнамент в виде бесконечно повторяющейся арабской узорной вязи

Также поражают своей роскошью арки, расположенные абсолютно симметрично и чем-то напоминающие гигантские сталактиты

Ещё несколько примеров мавританской резьбы по штукатурке в арках Альгамбры

Очень важную роль в планировке Альгамбры играет вода, бывшая большой роскошью для мавров - жителей знойной и засушливой пустыни. В Альгамбре вода должна была создавать прохладу и услаждать слух своим журчанием. Именно поэтому вода в Альгамбре переливается в брызгах фонтанов, пенится в каскадах и стремительно бежит по каналам, наполняя пруды и водоёмы, а вокруг растут кипарисы и апельсины, цветут клумбы – и всё это на фоне снежных горных вершин Сьерра-Невады и нежно-голубого неба. Прямоугольные водоемы, отражая яркую синеву испанского неба, также расширяют пространство и создают ощущение простора. Мавританские мастера попытались сделать своего рода рай на земле, ведь в Коране рай подробно описан как пышный сад, изобилующий водными потоками

Когда-то у подножия Альгамбры буйствовал зеленый лес, на фоне которого архитектурный комплекс выделялся своими яркими цветами, за что мавританские поэты в своих произведениях называли ее “жемчужиной в изумрудах”. Время не смогло настолько негативно повлиять на комплекс, чтобы он перестал быть одним из лучших нетипичных образцов архитектуры Мавритании в Европе

После нескольких веков в состоянии запустения, в XIX веке комплекс был повторно “открыт” европейскими учеными и путешественниками, взявшимися за его реконструкцию. С 1984-го года Альгамбра является частью Всемирного наследия ЮНЕСКО

Благодаря очень точной и миниатюрной работе мавританских мастеров при украшении деревянных и каменных элементов Альгамбры, таких как арки, своды, резные узорчатые окна, изящные столбики и стройные колонны, а также умелому расположению внутренних двориков и переходов между ними, фонтанов, каскадов, водоёмов и причудливых растительных орнаментов – благодаря синтезу всего вышеперечисленного многие сегодня считают Альгамбру высшим достижением мавританского искусства в Западной Европе

Сегодня Альгамбра является является музеем исламской архитектуры и одним из самых посещаемых исторических сооружений Испании

За Винными воротами (Пуэрта дель Вино) открывается площадь Пласа де лос Альхибес, где все проникнуто чувственным очарованием Альгамбры. За этой площадью расположен вход в комплекс дворцов династии Назари - самое сердце Альгамбры. По словам знаменитого специалиста по арабской культуре Гарсиа Гомеса, "Альгамбра - это не просто самый прекрасный, это лучше всего сохранившийся и самый древний из древних арабских дворцов, дошедших до нас во всем мире". Дворцы Назари представляют три независимых монументальных комплекса: Мексуар, предназначенный для органов юстиции, Дворец Комарес - официальная резиденция короля, и Дворец Львов, где находились частные покои владыки.

Эль Мексуар
Мексуар представлял собой помещение, где короли Гранады предоставляли аудиенцию своим подданным. Здесь, согласно протоколу, проводились официальные юридические акты. Мексуар был частично разрушен, в связи с чем сейчас он не похож на первоначальный дворец, так как, помимо перепланировки, имевшей место в период правления Юсуфа I (1333-1354), позднее, после завоевания Гранады Католическими Королями, здесь была построена христианская церковь.

В зале Мексуара примечательны цокольные панели, украшенные изразцами с девизом династии Насридов: "Нет победителя кроме Аллаха". В глубине зала находится бельведер-ораторий, с балконов которого открывается прекрасный вид на Альбайсин. Он богато украшен арабской вязью с изречениями из Корана и хвалебными словами в честь Мохаммада V (1354-1391). Именно этот владыка дал указание о строительстве соседнего помещения - Золотой комнаты (Cuarto Dorado), соединяющей Мексуар с дворцом Комарес. Трехарочный портик Золотой комнаты выходит во дворик Patio del Mexuar, отличающийся богатым декоративным украшением так называемого фасада Комарес.

Дворец Комарес
Парадной резиденцией в Альгамбре был дворец Комарес, а композиционным центром его служил знаменитый теперь на весь мир Миртовый дворик. Название это было принято только в XVII веке, и произошло оно от прямоугольного водоема, который занимает большую часть двора и обсажен по длинным сторонам подстриженными миртовыми деревьями. Отражая в своем зыбком преломлении золотисто-розовую башню Комарес (высота ее 45 метров), возвышающуюся на северной стороне дворика, и голубое небо, водоем расширяет пространство двора и создает ощущение простора.

В башне Комарес все пространство занимает великолепный квадратный Тронный зал (или Зал послов), в котором прямо против входа возвышался трон правителей Гранады. Этот зал, возведенный в XIV веке, является самым обширным в Альгамбре: его размеры— 11,3x11,3x18,2 метра. На уровне пола в нем расположились 9 больших арочных окон, три из которых по центру разделены мраморными колоннами.

Толщина стен Зала послов достигает 3 метров, поэтому каждое из окон образует самостоятельное, богато украшенное помещение — типа лоджии. Окна-лоджии придают парадному залу Альгамбры поэтическую интимность, из них гранадские правители наблюдали картины мирной жизни и чудесную природу Гранады.

Создавая Зал послов, искусные мавританские архитекторы показали весь свой талант манипулирования светом, направляя его через замысловатую резьбу окон, которые раньше закрывались цветными стеклами. Свет падает на сверкающие стены, освещая весь зал пронизывающим мерцающим сиянием. Мягкий свет идет не только из нижних окон, но и из 20 верхних, забранных решетками. Выше тени сгущаются, но даже они не могут скрыть вдохновенное создание арабских мастеров — знаменитый наборный потолок из кедрового дерева. Он окаймлен сталактитовым фризом и состоит из 3 сужающихся кверху наклонных плоскостей, в центре завершающихся маленьким сталактитовым куполом.

Зал послов является не только самым обширным, но и самым историческим залом Альгамбры. Правда, не все ученые до конца уверены, что именно в нем происходили некоторые действительные события. Например, предания утверждают, что в этом зале королева Изабелла принимала Христофора Колумба и здесь же султан Боабдиль сдал Гранаду католическим королям Испании.

По контрасту с открытым и освещенным пространством Миртового Дворика затененный арочный проход в башне Комарес влечет к себе таинственной, прохладной полутьмой. Входу в башню предшествует вытянутый в длину, узкий «Зал ла Барка» — Зал Лодки. Некоторые исследователи объясняют это название сходством росписи потолка зала с килем корабля. Однако испанский писатель Карлос Паскуаль выводит этимологию слова «барка» от арабского «барака» — «благословение, благодать», и это кажется наиболее правдоподобным.

К дворцу Комарес тесно примыкает Львиный дворик, представляющий собой тип дворцового здания-сада. Здесь протекала частная жизнь гранад-ских халифов, что придавало ему камерный, интимный характер.
Здание дворца-сада целиком относится ко второй половине XIV века. В центре небольшого открытого дворика располагается фонтан, окруженный двенадцатью львиными фигурами, отчего впоследствии и произошло название всего двора. Львы, изваянные из какого-то особого полудрагоценного мрамора, расставлены как лучи звезды.

Число львов неслучайно. Согласно легенде, 12 львов поддерживали трон царя Соломона, и об этом султану Мухаммеду аль-Гани рассказал его визирь ибн-Нагрелла, еврей по происхождению. Он же и посоветовал султану украсить фонтан фигурами львов, которые в Альгамбру принесли из старого дворца в Альбуйеине. Дотошные исследователи и эту историю относят к легендам, так как львы у фонтана появились якобы только в XVI веке — уже после падения Гранады. Но как бы ни спорили историки и искусствоведы, в одном они сходятся: в Львином дворике живет сама тишина, нарушаемая только журчанием водяных струй, к узорам которых добавляются узоры орнамента.

Вода, в изобилии поступавшая с горных склонов Сьерра-Невады, наполняла ручьи, сады и фонтаны Альгамбры и была той стихией, которую мавры ценили больше всего. Для арабов фонтаны, ручьи и водопады являются не менее характерной частью архитектуры, чем колонны для греков. Неслучайно на фонтане в Львином дворике сохранилась надпись: «Смотри на воду и смотри на водоем, и ты не сможешь решить, спокойна ли вода или струится мрамор».

На западной стороне Львиного дворика располагается «Зал сталактитов», который назвали так из-за кружевного убранства потолка. К сожалению, потолок этот погиб в конце XVI века во время пожара, и в 1614 году он был заменен эллипсовидным покрытием.

На северной стороне Львиного дворика располагается обширный «Зал двух сестер», в котором сначала томились, а потом умерли две сестры-христианки, разлученные со своими возлюбленными. Этот квадратный зал принадлежит к числу самых совершенных в Альгамбре: его отличают великолепное орнаментальное убранство, создавая которое арабские мастера искусно обыграли холодный блеск изразцов, теплоту и благородство дерева и пластичность матового стука. Лепные украшения этого зала одержали победу над временем и достигли здесь своего совершенства: ни один изразец не похож на другой в этих резных сотах. Присутствие красоты в «Зале двух сестер» чувствуется так сильно, будто она поселилась здесь только вчера...

Напротив этого зала расположился «Зал Абенсерхав», куда посетители входят с невольным трепетом. В 1482 году, как гласит легенда, здесь произошли кровавые убийства. Чтобы освободить своему сыну путь к трону, отец вызвал в Альгамбру еще 36 претендентов на престол. Их встречал в этом зале уже поджидавший палач и всем перерезал горло. Рассказывают, что даже сейчас, спустя почти 6 веков, в зале можно увидеть кровавые пятна.

Когда последний правитель Гранады, Боабдиль (Мухаммед XI), сдал город королевской чете Фердинанду и Изабелле, он вместе со своей семьей бежал в горы. Говорят, что он остановился на одном из мест, которое сейчас известно как Эль-Суспиро-дель-Моро (Стенание мавра). Отсюда он мог видеть всю Альгамбру.

Когда он прощальным взором окинул свой прославленный красный замок, мать сказала ему: «Оплакивай, как женщина, то, что не смог защитить, как мужчина!».

Сегодня около трех миллионов туристов ежегодно посещают Альгамбру. Они, как и Боабдиль, могут обозревать всю панораму Гранады с холма, на котором высится арабский замок - жемчужина Гранады. Если вам доведется когда-нибудь побывать здесь, то, возможно, вы поймете, почему так горько стенал последний мавританский властитель.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то