Панорама Сусанинская площадь. Виртуальный тур Сусанинская площадь. Достопримечательности, карта, фото, видео. О Сусанинской площади: Сусанинская площадь и торговые ряды

Сусанинская площадь - это исторический центр Костромы. Ее облик был сформирован в конце 18 века, когда императрица Екатерина II утвердила новую «веерную» планировку города. Застройка площади, дошедшая до наших дней, относится к 18-19 векам.

Сусанинская площадь вначале называлась Екатеринославская, в честь Екатерины, внесшей значительный вклад в развитие города. В 1835 году Николай I переименовал ее в Сусанинскую в честь Ивана Сусанина.

Иван Сусанин - национальный герой Смутного времени, когда Россия находилось под властью самопровозглашенных царей, поддерживаемых польскими войсками. Он родился в селе Домнино, Костромского уезда, которое было родовой вотчиной рода Романовых (будущей царской династии России).

После избрания на царство Михаил Романов некоторое время проживал со своей матерью инокиней Марфой в селе Домнино, и именно в это время в его окрестностях появился польский вооруженный отряд, который пришел в Россию, чтобы убить Михаила Романова, чтобы польский королевич Владислав вновь смог бороться за царский престол.

Полякам попался Иван Сусанин, который за плату согласился провести их к селу Домнино. Он успел послать своего зятя к Михаилу с советом укрыться вновь в Ипатьевском монастыре, а сам повел их в лес. Поляки быстро поняли, что их повели не туда. Они убили Сусанина, но убить Михаила Романова уже не смогли.

Еще при царе здесь на площади был поставлен памятник Ивану Сусанину, который был снесен в 1918 году. Новый памятник «Ивану Сусанину. Патриоту Земли Русской» был воздвигнут в 1967 году. Установлен он был не на Сусанинской площади, а чуть ниже на спуске к Набережной Волги, среди торговых рядов.

Самым узнаваемым сооружением на Сусанинской площади, и даже, в каком-то смысле, символом Костромы, является Пожарная Каланча. Она была построена в 1768 году, то есть фактически стала одним из первых зданий на площади после ее реконструкции.

На площади обязательно нужно посетить и Торговые ряды. Они полностью сохранили внешний облик 19 столетия и, фактически, стали городской достопримечательностью, а не местом торговли.

Центр Костромы — это огромная Сусанинская площадь, которая раскинулась по обеим сторонам Советской улицы. Её северо-восточная часть в народе ласково зовется «Сковородкой».

Застройка площади представляет собой уникальный, образцовый в своём роде, архитектурный ансамбль конца XVIII-XIX вв. В самом центре, по аналогии с другими областными центрами, здесь находится нулевой меридиан .

Историческая часть Костромы имеет радиально-полукольцовую планировку — от Сусанинской площади в разные стороны отходят улицы, словно лучики солнца. Существует легенда, что Екатерина II на вопрос, какой бы она хотела видеть Кострому, развернула свой веер. Так и выстроили улицы, по веерной планировке императрицы. По сей день, если взглянуть на Кострому с высоты, то кажется, что лежит огромный веер.

Через проспект Текстильщиков проходит большинство маршрутов общественного транспорта. В Костроме есть троллейбус. Но основной перевозчик — это маршрутные такси. Маршрутка — главных признак проблем с общественным транспортом в городе.

Общественный транспорт в Костроме — Троллейбус

Каждый год, на Сусанинской площади высаживаются великолепные цветники. В центре города появляются узоры из тысяч георгин, петуний и цинерарий.

А недалеко от памятника Сусанину в 2014 году поставили интересный цветник в форме ладьи, на которую так любят забираться костромская малышня и туристы.

По-мимо памятника Сусанину, в центре есть «малая архитектурная форма» пожарному псу Бобке. Эта собака в 19 веке жила в пожарной охране и спасала жизни людям. Рядом с памятником расположен шар — копилка, куда каждый желающий может бросить монетку в качестве пожертвования Городскому Центру передержки животных.

Слева от площади в Больших Мучных рядах находится сырная биржа, где можно купить продукцию от производителя. Сырное производство — один из главных брендов Костромы. Вообще, вряд ли в России найдется еще один такой город с таким количеством широко-известных брендов. Вот далеко неполный список: «Колыбель династии Романовых», «Иван Сусанин — патриот земли русской», «Кострома — жемчужина Золотого Кольца России», «Кострома — Малая родина А.Н. Островского», «Кострома — льняная столица России», «Кострома — ювелирная столица России», «Кострома — сырная столица центральной России».

Кострома — сырная столица!

Ниже мы подробно расскажем о наиболее важных достопримечательностях центральной части Костромы.

Архитектура Костромы

На Сусанинской площади Костромы расположены административные и торговые ансамбли, которые стоят в числе лучших образцов русского провинциального классицизма XVIII-XIX вв. Их возводили петербургские мастера соответственно особому «имперскому статусу» города, отчего Кострому иногда сравнивают с Санкт-Петербургом.

На панораме Сусанинской площади (слева направо) — Пожарная каланча, бывшая гаупвахта, бывший дом Рогаткина и Ботникова, дом Борщова и Здание Присутственных мест.

Выдающийся памятник эпохи классицизма — 35-метровая пожарная каланча уже давно является архитектурным символом Костромы и самой высокой точкой в центре города. Приехав сюда в 1834 г., император Николай I восторженно воскликнул: «Такой каланчи у меня даже в Петербурге нет» . Вплоть до 1990-х оставалась действующей пожарной частью, ныне передана Костромскому музею.

Бывшая гаупвахта

По-соседству с пожарной каланчей в Костроме находится здание бывшей гарнизонной гаупвахты. Сегодня здание занимает филиал Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Архитектор П.И. Фурсов — автор этих двух маленьких архитектурных шедевров имперского уровня.

Бывший дом Рогаткина и Ботникова

Центр Костромы. Слева — Бывший дом Рогаткина и Ботникова

Трехэтажное кирпичное здание в стиле классицизма (на фото слева) — самое малоприметное из архитектурного ансамбля Сусанинской площади. Но несмотря на свою невзрачность, сооружение продолжает играть исключительно важную градостроительную роль в ансамбле площади Сусанина. Не говоря уже, об историческом значении — именно в этом доме проживал сам А.Н.Островский и «нравственный гений» русской литературы В.Г. Короленко.

Дом Борщова

Особняк Борщова Н.И. Метлина — это одна из крупнейших усадеб в Костроме первой четверти XIX в., имеющая исключительно важное градостроительное значение в застройке центра.

Именно в этом доме, Николай Некрасов, наблюдая сцены из городской жизни, описал стоявший на Сусанинской площади до 1918 г. монумент царю Михаилу Романову и крестьянину Ивану Сусанину в своей поэму «Кому на Руси жить хорошо»:

Стоит из меди кованный,
Точь-в-точь Савелий
дедушка,
Мужик на площади,
— Чей памятник? —
Сусанина

Здание Присутственных мест в Костроме

По адресу Советская, 1 расположено одно из главных административно-общественных зданий Костромы. В прошлом — Присутственные места, сейчас — администрация города. Сооружение создано по образцовому проекту известного русского архитектора А.Д. Захарова. Похожие административные здания можно увидеть в других городах России, поскольку проект является типовым.

Сырная биржа в Костроме

Сырная биржа находится слева от площади, в Большие Мучные ряды, павильоне № 53

В политическом смысле Кострома именовалась столицей недолго, зато до наших дней она гордо донесла звание сырной столицы.

Еще в конце XIX века в селе Андреевском купец Владимир Бландов основал первую сыроварню на костромской земле. В те времена, сыр был редким и дорогим деликатесом и он редко доставался обычным простолюдинам. Но через некоторое время его стали производить в промышленных масштабах по всей России.

Сегодня в Костромской области насчитывают порядка 11 крупных сырных производств, которые выпускают известные сорта «Костромской», «Сусанинский», «Демидов», «Воскресенский», «Иван Купала».

Если будете в Костроме — обязательно загляните на «Сырную биржу», которая расположена на Сусанинской площади со стороны Волги. Здесь можно попробовать все разнообразие костромских сыров, а понравившийся продукт купить по цене производителя.

Памятник Ивану Сусанину в Костроме

Первоначально, памятник Сусанину стоял на Сусанинской площади, напротив пожарной каланчи. В центре композиции был бюст Михаила Романова, у подножия которого располагалась фигура патриота Ивана Сусанина. Его снесли большевики, которые посчитали такую позу унизительной для народного героя.

Современный монумент Ивана Сусанина встречает туристов у Торговых Рядов на улице Молочная гора.

Следующая наша экскурсия посвящена улицам Костромы. Мы прогуляемся по центральном бульвару, Проспекту Текстильщиков, улице Симановского и Советской.

Кострома - древний город в Центральной России (340 км от Москвы), входящий в маршрут Золотого кольца. Это крупный речной порт на Волге. Численность населения на 1 января 2017 года - 277648 человек. Туристов готовы принять 25 музеев, 3 театра, 5 концертных залов, 46 гостиниц , где могут разместиться до трёх тысяч гостей одновременно. Здесь много вариантов видов отдыха: активный, познавательный, оздоровительный и другие. Многих Кострома привлекает тем, что здесь сохранился архитектурный ансамбль XIX века с неповторимой веерной застройкой исторической части города. В настоящее время ведутся работы по восстановлению памятников историко-культурного наследия, а значит, варианты маршрутов по древнему городу будут только увеличиваться. Для Костромы много значит её история и традиции, поэтому, возможно, и туристам стоит узнать больше о прошлом города.

Пожарная каланча - один из главных символов Костромы

Датой основания города на левом берегу Волги, около впадения в неё рек Костромы и Сулы, считается 1152 год , а её основателем - князь Юрий Долгорукий , хотя поселения древних мерянских племён жили в этих краях значительно раньше.

Памятник князю Юрию Долгорукому - основателю города

Название «Кострома» историками объясняется по-разному. Возможно, город назван по имени реки Костромы, на берегу которой стоит. По другой версии, название может быть связано с персонажем крестьянских поверий - Костромой - соломенным чучелом, которое сжигали с приходом весны. Самая же популярная версия отсылает нас к временам, когда на берегах Волги к зиме складывали большие «костры» леса, которые позже сплавляли по реке.

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Первое летописное упоминание о существовании Костромы, как значительного города, относится к 1213 году, когда здесь случился большой пожар. В первой половине XIV в. (1364 г.) Кострома входит в состав Московского княжества, с тех пор её история неотделима от развития и культуры общерусского государства.

Первое десятилетие XVII века принесло русскому народу тяжёлые испытания «Смутного времени». В 1609 г. Костромское ополчение сыграло заметную роль в борьбе с польской интервенцией, изгнав из Ипатьевского монастыря, укрывшихся там сторонников Лжедмитрия II. Костромичи были смелыми участниками народного ополчения Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. В борьбе с польскими интервентами патриотический подвиг совершил костромской крестьянин Иван Сусанин, заведший польский отряд в непроходимые дебри и не давший врагам найти дорогу к Костроме, где в это время находился будущий государь Михаил Романов.

Памятник народному герою - Ивану Сусанину

14 марта 1613 г. из Ипатьевского монастыря Михаил Федорович Романов был призван на царство. Кострома стала родиной династии Романовых, правившей в России более 300 лет.

Панорама Ипатьевского монастыря

К середине XVII века Кострома по своему экономическому развитию становится третьим после Москвы и Ярославля городом Московской Руси. Костромские купцы торговали с Востоком и Западом. Тогда же в Костроме возникает большой торговой центр — мясные, мучные, соляные, калашные, шубные торговые ряды .

Красные ряды (конец XVIII—начало XIX веков) и церковь Спаса в Рядах

На протяжении всего XVIII века Кострома продолжала развиваться как промышленный, торговый и политический центр обширного региона. В 1778 году она стала губернским городом. В Костроме в 1751 году купцом И. Д. Углечаниновым была построена первая полотняная фабрика, а уже в 1790-х годах в городе работало 5 суконных фабрик. Кострома вышла на первое место в России по производству льняных тканей. Здесь также действовали 12 кожевенных и 18 кирпичных заводов, 6 суконных мануфактур, колокололитейный, изразцовый и другие заводы. Кострома стала крупной торговой пристанью на волжском транзитном пути. Костромская продукция шла на рынки Ярославля, Вологды, Нижнего Новгорода, Москвы и Петербурга.

Расцвет города приходится на конец XVIII - начало XIX века. В 1767 году императрица Екатерина II посетила Кострому, даровав ей герб с изображением галеры «Тверь», а также поучаствовав в принятии генерального плана застройки города. И в настоящее время в исторической части Костромы сохраняется уникальная веерная застройка, когда от Сусанинской площади, которую костромичи часто называют «сковородкой», лучами расходятся 8-ь главных улицы.

Вид сверху на Сусанинскую площадь

Начало XX века ознаменовалось в России тремя революциями, событиями Первой мировой и гражданской войн. Не обошли стороной они и жизнь костромичей. В ходе революционных событий 1905 г. в Костроме создается один из первых в стране Совет рабочих депутатов. Активно действуют политические партии.

Начало ХХ века. Вид на левый берег Волги с Костромским кремлём (не сохранился до наших дней)

14 января 1929 г. постановлением ВЦИК СССР Костромская губерния была упразднена. Она входила изначально в состав Ивановской, а затем Ярославской областей. Но это не означало конец истории города. Индустриализация здесь шла высочайшими темпами, например, в 1932 году был открыт железнодорожный мост, существенно упростивший транзит грузов по стране.

Железнодорожный мост через Волгу

В годы Великой Отечественной войны тысячи костромичей отстояли родину в рядах Ярославской коммунистической дивизии и за доблестные подвиги на фронте и в тылу награждены орденами и медалями, 29 из них удостоены звания Героя Советского Союза. С августа 1944 года Костромская область восстановлена, а город Кострома — её административный центр.

Мемориал «Вечный огонь»

В послевоенные годы здесь развиваются новые отрасли промышленности - энергетика, машиностроение и металлообработка, электроника и приборостроение, деревоперерабатывающая промышленность. Развитой и процветающей остаётся традиционная лёгкая промышленность. Открываются новые музеи - в том числе, музей деревянного зодчества (в настоящее время «Костромская слобода»).

В 1970 состоялось открытие авто-пешеходного моста через Волгу, соединившего два берега (и в настоящее время город разрастается на двух берегах).


Авто-пешеходный мост через Волгу

В 2018 году Кострома отметит своё 866-летие.

Достопримечательности города
Своеобразие и уникальность Костромы, входящей в состав "Золотого кольца России", определяет неповторимый сохранившийся архитектурный облик города, включающий многочисленные памятники культуры и исторические достопримечательности. Река Волга, разделяющая город на две части, придает ему особую красоту и привлекательность. Символом Костромы и Костромской области, по праву, является Пожарная каланча (1826) - одна из самых выразительных архитектурных достопримечательностей города. Пожарная каланча и расположенное рядом здание бывшей Гауптвахты, в котором сейчас располагаются экспозиции Костромского музея-заповедника, стали настоящим украшением центральной Сусанинской площади города. Неповторимый архитектурный ансамбль центральной площади дополняет величественный особняк - дом генерала С.Борщова (1822), здание Губернских присутственных мест (1809), в котором расположена городская мэрия, и комплекс Костромских торговых рядов, являющийся одним из самых крупных сохранившихся торговых центров России конца XVIII в. Рядом со зданиями торговых рядов находится памятник Ивану Сусанину, в центре города можно увидеть и памятник основателю древней Костромы - Юрию Долгорукому. Недалеко от центральной площади расположен Богоявленско-Анастасиин женский монастырь (1426) с пятиглавым Богоявленским собором (1565), в стенах которого хранится самая почитаемая святыня - икона Феодоровской Божьей Матери, на протяжении веков считающаяся покровительницей города. Одной из ярких достопримечательностей Костромы является признанный шедевр архитектурного зодчества, выдающийся памятник русской архитектуры XVII в. - церковь Воскресения на Дебре (1652).

Церковь Воскресения Христова на Дебре (Воскресенский собор)

Напротив центральной части города, за рекой Кострома, расположен Ипатьевский монастырь Святой Троицы (1330) - древнейший из сохранившихся церковных архитектурных ансамблей Костромы. Ипатьевский монастырь известен родовой усыпальницей бояр Годуновых, величественным Троицким собором (1652), палатами бояр Романовых и знаменитой Ипатьевской летописью. Рядом с Ипатьевским монастырем находится Музей деревянного зодчества, где можно увидеть памятники народной деревянной архитектуры XVI-начала XX вв., составившие музей под открытым небом.

Одной из наиболее известных и узнаваемых достопримечательностей Костромы является беседка Островского, с которой открывается великолепный вид на реку Волгу.

Беседка Островского

Привлекательность городу придают сохранившиеся старинные купеческие особняки и сооружения, такие как здание Романовского музея (1911), Дворянского собрания, здание Драматического театра (1863). Из достопримечательностей Костромы следует также отметить: Рождественскую церковь (1663), Преображенскую церковь (1685), церковь Иоанна Златоуста (1791), аллею признания, на которой расположены памятные латунные плиты выдающимся людям России с именами царя Михаила Романова, князя Юрия Долгорукого, царя Бориса Годунова, Ивана Сусанина и др. фольклорным ансамблем «Венец» , профессиональный уровень исполнительского мастерства которого позволяет приглашать для сотрудничества солистов - лауреатов международных конкурсов; ансамблем музыки, песни и танца «Волга-Волга» ; творческими коллективами Государственной филармонии Костромской области. Город - родина известного всему миру Государственного ансамбля танца «Кострома» .

Для проведения зрелищных мероприятий используются концертно- выставочный центр «Губернский» , государственная филармония Костромской области, концертный зал МБУ «Возрождение» . В городе 2 современных кинотеатра : «Пять звезд» (6 залов) и «Синема Стар» (4 зала).

С 1997 года ежегодно на Костромской земле стартует внедорожное автомобильное соревнование «Сусанин-трофи» . В нем принимают участие автотуристы не только из России, но и из других стран.

Международный фестиваль фейерверков «Серебряная ладья» , традиционно проходящий в Костроме в августе, дважды признавался лучшим пиротехническим шоу России.

Инвестиционной привлекательностью обладают бренды «Сказочная Кострома - Родина Снегурочки», «Кострома - колыбель династии Романовых» и «Кострома - Ювелирная столица России».

Вид с пожарной каланчи в сторону памятника. 1881-1899 гг.

Каких-то пару столетий назад не существовало не только этой площади, а и сама занимаемая ею территория вообще выглядела далеко не так, как в наши дни. Тогда ее рассекала река Сула, протекавшая возле современного здания областного суда и проложившая русло в северо-западном направлении. На левом берегу Сулы высились на валу деревянные стены с башнями и воротами костромской крепости - т. н. «Нового города», сооруженного в 1619 году, за которыми шумело торжище, на правом - огород помещиков Борщовых, сенной торг и, севернее, яблоневый сад купцов Волковых.



Кларк В.Н. Вид с пожарной каланчи в сторону дома Ботникова и Рогаткина. 1905 г.

В 1773 году пожар уничтожил крепостные сооружения «Нового города» - их, за ненадобностью, уже не восстанавливали. При составлении плана Костромы опытные петербургские архитекторы точно учли выгоды данного места на стыке двух традиционных городских «концов» в непосредственной близости к Волге и приняли важное решение - именно здесь распланировать главную площадь города. Предварительно для этого понадобилось заключить Сулу в прочные дубовые колоды и упрятать ее под землю да срыть земляные валы «Нового города». Площадь была запроектирована как многогранник, разомкнутый в сторону Волги, к ней стягивались семь радиальных улиц, восьмая же являла собою отлогий и широкий спуск к реке.

Становление Екатеринославской площади, названной именем тогдашней российской императрицы Екатерины II, началось со второй половины 1780-х годов. Созидала ее целая плеяда талантливых зодчих, работавших с высокоразвитым чувством преемственности, ценивших наследие предшественников, стремившихся постичь их творческие замыслы и воздвигнуть на площади единый архитектурный ансамбль.



Сусанинская (Екатеринославская) площадь

Первым из этих зодчих был Степан Андреевич Воротилов (1741 -1792). Родился он в посаде Большие Соли Костромского уезда в семье бедного мещанина. За свою жизнь, движимый любознательностью, сменил множество профессий, в каждой из которых достиг совершенства: с детства занимался с отцом рыбной ловлей, затем портняжничал, овладел кузнечным ремеслом, потом определился в «каменную работу». «Прилежно вникая в свою обязанность,- вспоминал современник и земляк Воротилова,- сам собою научился рисовать и чертить планы, наконец, около тридцатого года жизни своей по природному влечению без помощи посторонних учителей и наставников, сам по себе, со вниманием читая геометрию и алгебру, научился архитектуре, в чем успел и очень усовершенствовал себя на самой практике». Этот самородок вел большие строительные работы по собственным проектам не в одной Костроме и ее округе, но также в Ярославле, Рязани и др. «Что ж касается до его характера,- продолжал биограф,- то он был единственный человек в своем роде... Из дел его очень видна честность и бескорыстие. С рабочими обращался кротко и благосклонно, рассчитывал их хорошо. Объезжая подряды свои и работы, в разных местах бывавшие, и усматривая неисправность в работе, многократно при себе приказывал переламывать, хотя и на свой счет перекласть снова. В кругу семейства своего жил, как надлежит разумному хозяину, которому все домашние охотно повиновались».


Гостиный двор (Красные ряды)

И действительно, воротиловские постройки отличаются особой добротностью. Степан Андреевич принял на себя строительство Гостиного двора , состоявшего из двух каменных торговых корпусов, положивших начало застройки площади и оконтуривавших ее со стороны Волги. В течение веков Кострома являлась крупным центром русской торговли. В XVII в. в ней насчитывалось 714 лавок, образующих 21 торговый ряд, а еще 148 лавок стояли вразброс. Столь значительное количество торгующих помещений, понятно, не могло уместиться в «Новом городе» - часть их ютилась под городскими стенами и по склону Молочной горы . Почти все лавки сгорели в 1773 году, торговцы временно понастроили всяческие полки и т. д., сносившиеся по мере сооружения каменных рядов.

В основу был положен «образцовый» проект торговых рядов, подписанный владимирским губернским архитектором Карлом Клером . Строительство началось в 1789 году. При постройке левого (если встать лицом к Волге) корпуса Гостиного двора Воротилову пришлось решать задачу, как вписать в него церковь Спаса . Эта церковь, одна из древнейших в Костроме, первоначально была деревянной, а в 1766 году на ее месте воздвигли каменный храм. До конца XVII в. церковь стояла на погосте, который затем перенесли в конец Русиной улицы (теперь Октябрьская площадь), а возле храма насадили сад, и храм стал именоваться «Спас в садах» (колокольню этой церкви, существенно обогатившую силуэт всей площади, построил в начале XIX в. местный архитектор-самоучка А.В.Красильников).

Строительство левого корпуса, именуемого также «Красными рядами», т. к. в нем торговали «красным» товаром (тканями, кожаными изделиями, мехами, даже книгами), шло довольно быстро. В марте 1791 года городская дума извещала, что готовы 33 лавки, 19 достраиваются, а на 11 заготовлены материалы - всего в корпусе предполагалось разместить 86 лавок. Работы завершились к 1793 году.

Медленнее сооружался правый корпус, названный «Большими Мучными рядами» - в 1791 году из 52 запроектированных лавок, предназначенных для оптовой и розничной торговли мукой, фуражом и льном, были вчерне готовы 26. Отчасти это объясняется тем, что земля под рядами по северной стороне принадлежала петербургскому вельможе графу А.Р.Воронцову и с ним вплоть до 1794 года велась переписка об уступке ее городу.

Невысокие стелющиеся аркады обоих рядов, представляющих собою замкнутые четырехугольники размерами 110x160 м в Красных и 122x163 м в Мучных рядах и замысленных Воротиловым как два крыла единого комплекса, сразу задали тон не только застройке, но и оформлению облика всей площади. Между рядами был устроен плац, к концу XVIII в. замощенный булыжником. Это, с одной стороны, открывало оба здания для одновременного осмотра, а с другой - как бы включало в ансамбль площади Волгу. Посадка на месте плаца высоких деревьев происходила уже в 1940-е годы.

Контрастируя с обычно немноголюдной площадью, галереи Гостиного двора с их гладким полом из каменных плит, нарядными вывесками, витринами и зазывалами служили не только центром оживленной торговой жизни волжского города, но и местом прогулок и встреч обывателей. К Мучным рядам по утрам слетались тучи птиц, особенно голубей - каждый лабазник перед открытием лавки обязательно выносил им совок зерна.

В 1797 году должность первого костромского губернского архитектора занял Николай Иванович Метлин (1770-1822) . Коренной москвич, сын архитектора, обучавшийся зодчеству на практике, он еще в Москве вел некоторые строительные работы, главным образом в Китай-городе. С назначением в Кострому Метлин обрел желанную независимость. В 1806 году под его наблюдением началось строительство «Здания присутственных мест» , предназначенного для размещения большинства губернских учреждений. Стройка велась на месте и частично на фундаментах прежнего каменного соляного магазина, у стены «Нового города». Как и обычно для казенных зданий, использовался «образцовый» проект, составленный А.Д.Захаровым.



Присутственные места до разбивки сквера. Кон. XIX – нач. ХХ в.

Однако Метлин отнесся к данному проекту творчески. Во-первых, он развернул здание к площади не фасадом, а торцом, во-вторых, несколько уменьшил его в объеме из-за тесноты участка. Тем не менее это смелое решение не привело к обеднению облика площади. Построенное в стиле классицизма, «Здание присутственных мест» и с торца выглядит весьма внушительно: с низким цокольным этажом, оживленным квадратными окнами, вдвое более высоким первым этажом, сплошь рустованным, и вторым этажом еще больших размеров.

Особую роль не только для «Здания присутственных мест» играет оформление центрального входа. Первоначально Метлин возвел шестиколонный портик с фронтоном, поднятый на стилобат, и широкую наружную лестницу из известняка. Но он не учёл непрочности материала - ступени выщербились, а зимой на них появлялась наледь Чиновники и посетители стали бояться ходить по высокой и крутой лестнице, т. к. не раз, поскользнувшись, кубарем катились с нее вниз. В 1814 году Николай Иванович предложил «имеющуюся из белого камня лестницу наружную, протоптанную от многой ходьбы ногами, от неудобности ходить обшить досками».

Конечно, это был временный выход, да и выглядела такая лестница некрасиво. В 1832 году нижегородский архитектор И.Ефимов частично перестраивает фасад здания -наружную лестницу перенес внутрь, разобрал старый портик и сделал новый нетрадиционной композиции - с четырьмя ионическими колоннами, попарно поставленными на прорезанные арками подиумы, поддерживающими фронтон.



Присутственные места и Воскресенская площадь. Кон. XIX – нач. ХХ в.

Выдвинутый далеко на тротуар, портик отчетливо просматривается с площади и служит ее украшению, в то же время он находится на одной оси с портиками Красных рядов, выходящими в сторону Волги, что включает здание присутственных мест в единый с ними ансамбль.

Известный писатель А.Ф.Писемский, сам служивший в середине прошлого века некоторое время асессором размещавшегося здесь губернского правления, описал здание присутственных мест в ряде произведений. Например, тут на самом верху «в маленьких и сильно грязноватых комнатах», занимаемых Приказом общественного призрения, обитал долгие годы герой повести «Старческий грех» бухгалтер Иосаф Иосафыч Ферапонтов.

Здание присутственных мест было достроено и занято под учреждения в 1809 году. А еще ранее, в сентябре 1808 года, богатый костромской хлебник, владелец пяти домов (в т. ч. и двухэтажного кирпичного на самой площади) Илья Рогаткин и его тесть купец Иван Ботников подали прошение о разрешении им постройки большого трехэтажного каменного дома по лицу Екатеринославской площади между Павловской (ныне пр.Мира) и Еленинской (Ленина) улицами. Сообразуясь с потребностями прижимистых заказчиков, Н.И.Метлин составил проект здания с фасадом, обходящимся минимумом декора: утяжеленный первый этаж является как бы постаментом для двух верхних, антаблемент имеет лишь основные членения.




на пр. Мира, д. 1

К 1810 году дом был уже заложен, но из-за Отечественной войны 1812 года строительство затянулось до 1815 года. В своей половине, выходившей на Павловскую улицу, Рогаткин открыл постоялый двор, главным образом для приезжавших на базар в Больших мучных рядах крестьян. В 1834 году эту часть здания приобрел подпоручик А.А.Лопухин, устроивший вдобавок к постоялому двору питейный дом в нижнем этаже. Постоялый двор Лопухина пользовался дурной славой. В августе 1841 года в нем останавливался путешествовавший по России известный историк М.П.Погодин. Он записал в дневнике, что был поселен в отвратительной комнате, где не мог заснуть ни на минуту, атакованный полчищами клопов. Все тело его вспухло, он только и восклицал: «О, Русь!» - и принужден был «спасаться в тарантасе».

В конце апреля 1848 года здесь же прожил несколько дней драматург А.Н.Островский, совершавший с семейством отца первую поездку из Москвы в усадьбу Щелыково. В путевых записках он поясняет, что выбора у них не было, т. к. лучшие гостиницы города сгорели в сентябрьский пожар 1847 года. Теперь о том, что в доме жил, пусть и недолго, Островский, напоминает мемориальная доска.

Одновременно с ним останавливался на ночлег на постоялом дворе Лопухина М.Е.Салтыков-Щедрин, проезжавший в сопровождении жандармского офицера из Петербурга в вятскую ссылку за публикацию первых своих повестей, вызвавших державный гнев Николая I. В Костроме великий сатирик тоже обозрел еще свежие следы грандиозного пожара, о котором немало писали и газеты. Это событие, сопровождаемое анекдотическими действиями растерявшихся местных администраторов, нашло отображение в «Истории одного города» при описании пожара в Глупове.

В конце XIX в. Лопухину продали свою часть дома генеральше Колзаковой - там в предреволюционные времена размещалась гостиница «Россия», содержавшаяся Костровой, и кинотеатр «Муленруж», а после Октября - организации партии большевиков. Тогда здание называлось Домом коммунистов, а с его балкона, выходившего на площадь, выступали перед горожанами видные деятели партии и государства, приезжавшие в Кострому.

По-иному складывалась судьба второй, «ботниковской» части дома. Она довольно сильно пострадала от пожара 1847 года, и полуразоренпые Ботниковы в 1855 году продали ее А.Н.Григорову (1799-1870), отстроившему дом заново и поселившемуся в нем. Сохранилось описание интерьера этого дома: комнат «в нижнем этаже 6, во 2-м - 5 и в 3-м - 7. Все комнаты отапливаются посредством двух механических печей, устроенных в нижнем этаже, от которых проведены во все этажи душники. Полы досчатые, окрашенные в 1-м и 3-м этажах под паркет масляной краской, а во 2-м этаже дубового паркета. Во 2-й этаж от входа ведет чугунная лестница, а в 3-й этаж - деревянная, окрашенная масляною краской, с балюстрадой. Стены в бельэтаже в трех комнатах отделаны под мрамор, а в остальных этажах и трех комнатах бельэтажа оклеены лучшими французскими обоями». Во дворе находились каменное здание «людской», погреб, конюшня, амбар, каретный сарай с сеновалом и баня с прачечной.

Новый владелец оставил по себе в Костроме благодарную и долгую память. Туляк по рождению, занесенный волной 1812 года в принадлежавшую матери костромскую усадьбу Березовку, он получил хорошее домашнее образование, в 1821 году вступил в военную службу юнкером в 20-ю артиллерийскую бригаду и вскоре был произведен в офицеры. Бригада дислоцировалась на Украине, в городе Тульчине - центре Южного тайного общества. Там Александр Николаевич сблизился с многими декабристами, в частности с юным графом С.Н.Булгари, разделяя их убеждения. Однако, женившись и выйдя в отставку, он поселился в купленном им имении Александровское Кинешемского уезда - расправа над декабристами обошла его стороной. Прожив много лет в деревне, Григоров перебрался в Кострому, где его избрали совестным судьей. В 1855 году умер брат его жены миллионер и меценат П.В.Голубков, оставивший Григоровым громадное состояние, значительную часть которого Александр Николаевич пожертвовал на благотворительные цели и общественные нужды Костромы. В 1858 году им была на собственные средства основана и материально обеспечена первая в России женская гимназия, получившая название «Григоровской».

После смерти А.Н.Григорова дом унаследовала его дочь Людмила, в замужестве Пенская. Рано овдовев, она в основном проживала в кинешемской усадьбе с семьей брата, дом же в Костроме сдавала под контрольную палату. Это учреждение возникло в 1864 году, в эпоху буржуазных реформ, и осуществляло надзор за финансовой деятельностью банков и т. д. А в годы нэпа здание занимал ресторан «Белый медведь».

Земля по углу площади с улицей Шагова и проспектом Мира издавна принадлежала богатому дворянскому роду Борщовых, имевших здесь деревянный дом с огородом (рядом до перевода в конце ХУНТ в. на Павловскую площадь находилась и «конная площадка»). Из них наибольшую известность снискал Сергей Семенович Боршов (1754-1837). Маститый воин суворовской эпохи, генерал-лейтенант, он в Отечественную войну 1812 года занимал важный и ответственный пост генерал-провиантмейстера (начальника снабжения) русской армии. Назначенный после завершения войны сенатором, Борщов хотел возведением роскошного особняка в самом центре Костромы как бы подчеркнуть перед земляками свое высокое служебное положение.



Митинг на площади перед фасадом домоа Борщева.

Строительство началось в 1819 году - в основу положен т. н. «образцовый проект № 10», частично измененный наблюдавшим за работами Н.И.Метлиным. Сооружение этого единственного в Костроме жилого здания дворцового типа было в основном закончено к 1822 году. «Крупный масштаб и представительность обусловило его восприятие как общественного здания,- отметил известный искусствовед В.Н.Иванов.- Он органично вошел в архитектурный ансамбль центра. Повышенная за счет антресольного этажа центральная часть главного фасада особняка выделена восьмиколонным портиком коринфского ордера. Колоннада поставлена на постамент и выглядит монументально и торжественно. В интерьере особняка заслуживает внимания чугунная лестница, ведущая на второй этаж из главного вестибюля. Парадные двусветные залы, занимающие часть дома, составляют анфиладу».

В 1820-1830-х годах в доме не раз гостила младшая сестра хозяина Наталья Семеновна (1759-1843). Умная и красивая девушка, она воспитывалась в Смольном институте и в 1774 году была увековечена в стихах А.П.Сумарокова «Письмо к девицам Нелидовой и Борщовой», а через два года запечатлена на портрете Д.Г.Левицкого (хранится в Русском музее). Закончив в 1776 году «с шифром» институт, Борщова жила при царском дворе, являясь с 1809 года гофмейстриной над фрейлинами и «кавалерственной дамой». Она дважды была замужем: за К.С.Мусиным-Пушкиным и за генералом бароном В. фон дер Ховеном.

В Русском же музее находится пастельный портрет дочери Борщова Александры Сергеевны, в замужестве Бибиковой, выполненный А.Г.Венециановым около 1808 года.

После смерти С.С.Борщова дом унаследовал его сын Михаил Сергеевич. Тот, будучи камергером, постоянно жил в столице, Кострому же навещал редко. В 1847 году здание сильно пострадало во время пожара. Борщов не пожелал тратиться на его восстановление и в марте 1849 года продал дом александровскому купцу А.А.Первушину, который капитально его отремонтировал и открыл в нем лучшую в городе гостиницу «Лондон». Такое название часто обыгрывалось местными шутниками. А.Н.Островский в пьесе «Бесприданница» изобразил Кострому под именем Бряхимова, а «Лондон» переделал в «Париж». Молодой и богатый купчик Вожеватов предлагает впервые попавшему в волжский город актеру Робинзону:

Вожеватов (тихо). Хочешь ехать в Париж?

Робинзон. Как в Париж? Когда?

Вожеватов. Сегодня вечером... Как же такому артисту да в

Париже не побывать. После Парижа тебе какая цена-то будет!

Робинзон. Руку!

Вожеватов. Едешь?

Робинзон. Еду!
Позднее Робинзон напоминает: «Так ты в Париж обещал со мной ехать» - и огорчается, что не знает французского языка.

Вожеватов. Да и не надо совсем, и никто там не говорит

по-французски,

Робинзон. Столица Франции...

Вожеватов. Да какая столица! Что ты, в уме ли! О каком

Париже ты думаешь? Трактир у нас на площади есть «Париж», вот я куда хотел с

тобой ехать.



Фото Александр Александрович Макаревский
На губернской ярмарке.

Летом 1858 года приехал и остановился в одном из номеров гостиницы Первушина поэт Н.А.Некрасов, предполагавший поохотиться в окрестностях Костромы. Ему требовалось найти спутника по охоте, который мог бы показать богатые дичью места. Утром Николай Алексеевич пил чай, сидя у окна и глядя на площадь. Он увидел вышедшего из Еленинской улицы и направлявшегося на рынок в Больших Мучных рядах человека, увешанного связками битой птицы. Некрасов послал за ним слугу, и тот вскоре привел охотника, оказавшегося крестьянином из деревни Шода Костромского уезда Гаврилой Яковлевичем Захаровым. Их долгая беседа продолжилась застольем - охотник так и заночевал в номере у Некрасова, а на другой день на нанятых тройках лошадей они отправились в Шоду, по пути останавливаясь и удачно охотясь на пернатую дичь.

Позднее Гаврила стал постоянным спутником Николая Алексеевича в его экспедициях по костромским лесам и болотам. Сметливый и наблюдательный егерь многое порассказал писателю о примечательных местных событиях, очевидцем которых бывал,- один из его рассказов об убийстве здешним лесником двух захожих торговцев поэт положил в основу сюжета своей знаменитой поэмы «Коробейники», изданной им в 1861 году с посвящением «другу-приятелю».

Впрочем Н.А.Некрасов был не первым известным поэтом, жившим в «доме Борщова». Здание, лучшее в городе, являлось резиденцией коронованных особ при их проездах через Кострому. В 1834 году в нем останавливался Николай I, в 1837 году - наследник престола, будущий император Александр II. Последнего в поездке по России сопровождал его воспитатель поэт В.А.Жуковский. За недолгое пребывание в Костроме Василий Андреевич не только осмотрел местные достопримечательности и познакомился со здешними литераторами, но и принял и поддержал видного краеведа , подвергшегося преследованиям со стороны костромского архиерея за то, что будучи священником массу времени и сил уделял историческим и этнографическим изысканиям.

В 1865 году произошел пожар в новопостроенном здании городского театра на Павловской улице. Его восстанавливали два года, в продолжении которых труппа давала представления в доме Первушина.

После отмены крепостного права в России был проведен ряд буржуазных реформ. Наиболее последовательная из них - судебная, осуществленная в 1864 году. Вместо старого сословного суда - цитадели взяточничества и крючкотворства - учреждался новый, гласный суд с участием присяжных заседателей. Реформа вводилась в стране постепенно - лишь в мае 1871 года в Костроме был открыт окружной суд для разбора уголовных и гражданских дел всех сословий. Заждавшиеся костромичи приготовили для него щедрый подарок - на собранные среди населения деньги купили и передали суду дом Первушина.

С конца прошлого века в окружном суде все чаще разбираются дела участников революционного движения. В связи с этим в 1906 году боевая дружина Костромского комитета РСДРП совершила налет на здание суда с целью захвата следственных материалов своих арестованных товарищей.

Здание Костромского окружного суда нашло отображение и в русской литературе. В нем долгие годы служил писцом герой известного произведения А.М.Ремизова «Неуемный бубен, или Повесть об Иване Семеновиче Стратилатове», большой ценитель и собиратель «старины». Его прообразом был мелкий чиновник окружного суда и активный член губернской ученой архивной комиссии Александр Павлович Полетаев, с которым часто бывавший в Костроме писатель познакомился у своего друга И.А.Рязановского, кстати, тоже служившего по судебному ведомству.

В конце 1917 года окружной суд был ликвидирован, и в здании разместилось множество разных учреждений. Тогда оно отапливалось печами - в каждой почти комнате стояла «буржуйка» (город переживал топливный кризис), труба которой выводилась в форточку, - на фотографии дом походил на ощетинившегося ежа.

Культурная революция вызвала в Костроме повальное увлечение театром. Действовала даже опера, но особую популярность среди костромичей приобрела балетная студия - кто-то сочинил шутливые стихи, кончавшиеся словами:

И все от трех до сорока двух лет
Ушли в балет...

Городские власти уже соглашались предоставить здание под театр оперы и балета. Однако к тому времени республика перешла на рельсы нэпа, важное значение приобрел принцип самоокупаемости, а в городе с 70-тысячным населением такой театр без крупных дотаций существовать бы все-таки не смог. От театра пришлось отказаться.

Дом Борщова (1822г.)


Одно из красивейших зданий города. Здесь останавливались поэты В.Жуковский, Н.Некрасов и другие гости Костромы

Рядом с внушительным и репрезентативным «домом Борщова» как-то особенно скромно выглядит расположенный по другую сторону улицы Шагова и на углу ее с площадью двухэтажный кирпичный дом с балконом. Он стоит на месте древней Благовещенской церкви, выступавшей и на нынешнюю площадь. Церковь сгорела в 1773 году и восстановлена на новом месте, но сохранила за собой небольшой участок земли на пепелище. Этот участок трапециевидной формы рачительный протоиерей Благовещенской церкви Федор Иванович Островский, родной дед великого драматурга, решил пустить под застройку и в конце 1808 года подал прошение о возведении там двухэтажного здания для проживания церковного причта. План здания, искусно преодолев трудности его «привязки» к неудобному участку, составил друг Федора Ивановича А.В.Красильников (о нем см. ниже).

Начало строительства долго откладывалось - еще в 1810 году там стояла деревянная хлебная лавка купца О.Акатова. И только в описи домовладений 1828 года значится дом причта Благовещенской церкви с пометой «новый», т. е. построенный два-три года назад.

В конце прошлого столетия дом был арендован купцом Д.Хоревым, открывшим в нем трактир «Пассаж». Он обслуживал и соседний окружной суд - по тогдашним правилам, после судебного разбирательства присяжные заседатели удалялись в особое помещение и не могли покидать его до вынесения обвинительного либо оправдательного вердикта. Прения же нередко затягивались на много часов - в таких случаях половые из трактира приносили «затворникам» судки с обедом.

После победы Октябрьской революции здание занимала губернская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем - на балконе тогда был установлен пулемет. Во главе Костромской губчека стояли видные партийные работники, профессиональные революционеры Ян Кульпе, М.В.Задорин и др. Губчека находилась здесь до самой ликвидации в 1922 году.

В середине 1820-х годов завершилось оформление последней, северной стороны площади, что было связано с имением П.И.Фурсова.



1903. Автор:Генри Люк Боллей (Henry Luke Bolley)

Петр Иванович Фурсов родился в 1796 году в семье мелкого чиновника московских департаментов Сената. В раннем детстве он был отвезен в Петербург и определен в Академию художеств на казенное содержание. Окруженный чужими людьми, предоставленный по существу самому себе, Фурсов вел богемную жизнь с разгулами и дебошами, заболев тяжелым недугом, погубившим немало талантливых русских людей. Поэтому и его успехи в академии, где он обучался архитектуре, оставляли желать лучшего. В 1817 году Петр Иванович был выпущен из Академии художеств и вернулся в Москву, где перебивался случайными заработками или помогал другим архитекторам. В 1822 году, узнав, что за смертью Н.И.Метлина в Костроме вакантно место губернского архитектора, он подал прошение и получил назначение на эту должность.

Вот тут-то в благоприятных условиях - в Костроме велись большие строительные работы - и развернулся незаурядный талант зодчего.

Здание гауптвахты(1826г.)


Творение губернского архитектора Петра Фурсова

Уже в октябре 1823 года им был составлен проект гауптвахты, сооружение которой завершилось в 1826 году. В городе с времен Средневековья традиционно размещался сильный гарнизон - сначала стрельцы, пушкари и пищальники, затем, в XVIII в., Старо-Ингерманландский мушкетерский полк и др. Буйство и кутежи офицеров считались в ту пору в порядке вещей, поэтому городское общество содержало гауптвахту. Деревянная гауптвахта первоначально находилась на берегу Волги, вблизи Московской заставы. Она обветшала, и Фурсов решил перенести ее на площадь (то была смелая идея, т. к. здания подобного назначения старались не держать «на виду», но с тем, чтобы она служила украшением городского центра). Прежде на ее месте был яблоневый сад фабрикантов Волковых.

Несмотря на небольшие размеры, сооружению присуща монументальность. Акцент сделан на шестиколонный портик строгого дорического ордера на фоне глубокой полуциркульной ниши - экседры, чем достигается пластичность и светотеневой эффект.

Зодчий сам остался доволен своим творением и в мае 1826 года рапортовал, что «построено во всех частях наилучшим образом... верно сочиненному для сего плану, фасаду и профилю». Вместе с тем он указывал, что «для украшения площади и вновь построенного здания необходимо... устроить ограду при острых углах, входящих в площадь, через что здание получит связь с другими строениями и... сей полигон получит надлежащую картину». Действительно, решетчатая деревянная ограда вскоре была возведена.

Перед гауптвахтой были установлены два фонаря и повешен колокол для вызова караула «в ружье». В начале марта 1917 года здесь содержались последний костромской губернатор И.В.Хозиков, полицмейстер и др., а в годы гражданской войны - пленные колчаковские офицеры.

Гауптвахта особенно выигрывает от соседства с другим замечательным творением П.И.Фурсова - пожарной каланчой.

Скученная деревянная Кострома - в 1904 году в городе 84% всех домов были деревянные, а 53% с деревянными (тес, дранка) крышами - не раз страдала от опустошительных пожаров, о чем повествуют летописи и свидетельствуют архивные документы. Страшный пожар в мае 1773 года уничтожил по существу весь город. Для борьбы с огнем еще в XVIII в. было учреждено пожарное депо и выстроены деревянные каланчи, но последние подчас и сами загорались. Поэтому в предписании губернатора объявлялось: «Не мешает здесь приличной каланчи, которая бы вместе и служила городу украшением и оградила каждого обывателя безопасностью во время пожарных случаев».

Проекты каланчи и гауптвахты Фурсов составлял почти одновременно, а в контракте на постройку оговаривалось, что все работы должны вестись «по данному плану и фасаду без малейшего отклонения... по показанию господина губернского архитектора».

Каланча решена в виде античного храма почти кубического объема с шестиколонным портиком. Над карнизом основного здания возведен аттиковый этаж, как бы смягчающий переход к восьмигранному дозорному столбу, сужавшемуся кверху. Общая высота каланчи 35 метров. Ее архитектурное решение не только соответствовало функциональным задачам сооружения, но и помогло органично включить каланчу в композицию ансамбля площади в качестве выразительной вертикали, контрастирующей со стелющимися аркадами рядов.

Писатель А.Ф.Писемский, лично знавший архитектора, сформулировал впечатление, которое производят постройки П.И.Фурсова. В романе «Люди сороковых годов» выведен «даровитейший архитектор, академического еще воспитания, пьянчуга, нищий, не любимый ни начальством, ни публикой. После него в губернском городе до сих пор остались две-три постройки, в которых вы сейчас же замечали что-то особенное, и вам делалось хорошо, как обыкновенно это бывает, когда вы остановитесь, например, перед постройками Растрелли».

Творения костромича своеобразно действовали даже на таких нечутких к искусству людей, как Николай I. В своих мемуарах «Из прошлого» известный публицист Н.П.Колюпанов, рассказывая о посещении императором в 1834 году Костромы, сообщает, что он «долго стоял и любовался каланчой, а затем сказал: «Такой у меня в Петербурге нет».

Пожарная каланча (1827г.)

Детище архитектора Петра Фурсова

В каланче проживали и некоторые служители пожарной команды . В 1874 году здесь в семье пожарного родился Василий Николаевич Соколов - активный участник революционного движения, член ВКП(б) с 1898 года, агент «Искры», крупный партийный и советский работник. В книге «Партбилет № 0046340» он интересно рассказал о детстве в Костроме.

С окончанием постройки в 1826 году гауптвахты и каланчи оформление центральной площади по периметру было завершено - всего на это потребовалось около сорока лет. Уже тогда она вызывала восхищенные отзывы современников. Так, П.П.Сумароков в книге «Прогулки по 12 губерниям с историческими и статистическими замечаниями в 1838 году» писал: «Кострома... расположена на гладкой равнине, при Волге. Строения благовидные, и на всех улицах хорошие мостовые, великая опрятность. Площадь, о которой упомянули, окружена каменными домами, лавками, каланча с фронтоном, колоннами, легкой архитектуры, занимает один ее бок, и посредине стоит деревянный, на время, памятник с надписью: «Площадь Сусанина». Площадь эта походит на распущенный веер, к ней прилегают 9 улиц, и при одной точке видишь всех их протяжения. Мало таких приятных, веселых по наружности городов в России. Кострома - как щеголевато отделанная игрушка».



Памятник царю Михаилу Фёдорычу и гражданину Ивану Сусанину. Фото 1875-1878 гг.

Однако в 1830-х годах облик площади еще не сформировался окончательно - она выглядела слишком пустынной. Не хватало какого-то сооружения, которое бы объединило в единый ансамбль все восемь полуокруживших площадь зданий. Таковым необходимым сооружением оказался памятник Ивану Сусанину.

Впервые идею увековечения исторического подвига костромского крестьянина , который в начале 1613 года завел отряд врагов в непроходимые дебри, пожертвовав жизнью во имя спасения родины, выдвинул местный педагог и литератор Юрий Никитич Бартенев, хороший знакомый А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя. Во время приезда Николая I удалось получить его согласие на установку памятника народному герою, в ознаменование чего указом от 8 июня 1835 года Екатеринославская площадь была переименована в Сусанинскую.

Создание памятника было поручено даровитому скульптору Василию Ивановичу Демут-Малиновскому, прославившемуся работами по убранству арки Главного штаба в Петербурге. 7 августа 1841 года состоялась закладка памятника, доставленного из столицы уже в сентябре 1843 года. Смерть скульптора в 1846 году замедлила ход работ, и монумент был открыт в торжественной обстановке только 14 марта 1851 года. Он представлял из себя круглую гранитную колонну, поставленную на четырехугольном гранитном пьедестале, обложенном по сторонам металлическими досками, с рельефным изображением сцены гибели героя на одной из них. Наверху колонны - бронзовый бюст юного царя Михаила в «шапке Мономаха», у подножия, на пьедестале,- выразительная коленопреклоненная фигура Ивана Сусанина. Памятник имел вес 17 тыс. пудов, а высоту - 7 саженей.

Монумент, обращенный в сторону Волги и обнесенный низкой чугунной решеткой художественного литья с фонарными столбами по углам, как бы «стягивал» к себе пространство Сусанинской площади, вымощенной в 1843 году мелким булыжником, и превосходно вписывался в ее ансамбль. Однако символика этого памятника с коленопреклоненной жертвенной позой старого крестьянина была чужда и неприемлема для передовых кругов России да и широких масс: их идеал воплощения облика несгибаемого патриота выразил в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасов:

Савелий же, по словам поэта,- «богатырь святорусский», крестьянин-бунтарь. Поскольку после Октябрьской революции претворенная в памятнике идея оказалась несозвучной новой эпохе, он был снесен.

В конце XIX в. площади-плацы стали уступать место площадям-скверам. Коснулось это веяние и Костромы. 11 июня 1897 г. городская дума постановила: «Уничтожить Сусанинскую площадь и вместо нее устроить сквер, согласно представленному плану, с таким расчетом, чтобы памятник Сусанину приходился в начале сквера и кругом сквера проходили бы достаточной ширины улицы». Сусанинский сквер *, занявший участок в 3,5 тыс. кв. м., первоначально имел полуовальную форму, его пересекали восемь сходящихся в центре дорожек. В сквере посадили 556 кустов акации и 1902 куста спирии - их периодически низко подстригали (деревья здесь появились уже в 1930-е годы). Сквер окружала красивая металлическая ограда высотою в 80 см.

19 октября 1905 года в Сусанинском сквере собралась молодежь, в основном учащиеся, т. к. только что обнародованный царский манифест декларировал свободу митингов. К собравшимся обратились ораторы-большевики. Однако полиция распустила среди местных торговцев и съехавшихся с товаром (день был базарным) крестьян слухи, что митингующие намерены сломать памятник Сусанину, а потом громить лавки и рынок. Возбужденная темная толпа с оглоблями, цепями и т. д. стала стекаться к скверу. Митинг пришлось прервать, а его участники в колонне двинулись на Царевскую улицу. Там на них набросились преследователи и учинили дикую расправу.

После февраля 1917 года митинги в сквере возобновились. Поэтому в канун первой годовщины Октября Сусанинская площадь была переименована в площадь Революции.

Россия, г. Кострома,

Административный центр , и крупный речной порт, стоящий на берегу Волги. Находится примерно в 340 км от и в 324 км от , в 106 км от и в 82 км от . Население – около 272 тысяч человек (2014).


Благодаря тому, что город не почувствовал на себе следы ВОВ, удалось сохранить именно облик старой Костромы, такой, какая она была, начиная с XVIII века. Сейчас город представляет немалый «исторический» интерес для туристов и входит в знаменитое Золотое кольцо России.

История Костромы

По преданию Кострома была основана Юрием Долгоруким в 1152 году. Хотя археологические раскопки подтверждают и более ранние поселения. А первое упоминание в летописях уже датируются 1213 годом. И связано это с отнюдь не радостными событиями. Междоусобная война привела к тому, что князь Константин в отместку жителям, поддерживающим его брата, Владимирского князя Юрия, сжёг город. Лишь в 1239 году она стала столицей Костромского княжества, вышедшего из состава Владимиро-Суздальской Руси. В 1272 года князь Василий провозглашает ее столицей Северо-Восточной Руси. Тогда же вокруг города создаются укрепленные монастыри: Ипатьевский и Николо-Бабаевский. А с 1364 года, после объединения земель вокруг Москвы, Кострома входит в Московское княжество, и теперь вся ее история связана именно с его развитием.

Поскольку Кострома была изначально деревянным городом, она подвергалась частым пожарам и поэтому в 1419 году город перенесли на возвышенное место, назвав его Кремлем. Именно там был построен и знаменитый Успенский собор - первое каменное сооружение.

Тяжелые времена пришли в Кострому в смутное время. Город был опустошен поляками, но именно здесь, из Ипатьевского монастыря удалось изгнать Лжедимитрия 2, а в 1613 году в монастыре венчали на царство Михаила Романова. С этих пор город стал царской «колыбелью».

Уже в XVII веке вновь построили укрепления кремля, а вокруг него образовался торгово-ремесленный посад и слободы. А к середине столетия Кострома превращается в третий Российский ремесленный город, уступая лишь Москве и Ярославлю. Очень сильно развивается текстильное, иконописное, серебряное, мыловаренное производства. Развивается кузнечный и гончарный промысел.

При Петре I Кострома становится провинциальным городом Московского княжества, а в 1744 году образовывается Костромская епархия. В 1767 году Екатерина II дарует Костроме герб города. Город процветает.

Но в 1773 году огромный пожар уничтожил больше половины всех построек. После чего пришлось перестраивать Кремль и расположенные рядом кварталы. Также заново отстраивается гостиный двор. С 1778 года Кострома – центр Костромского наместничества. А с 1781 года по приказу Екатерины II город начал застраиваться по новому плану. Были построены торговые ряды и гражданские здания. А в 1796 году город стал центром Костромской губернии, одной из наиболее значимых в царской России.

В революцию город пострадал достаточно сильно, в результате чего был разрушен Кремль и часть церквей. А в 1929 году упраздняется и Костромская губерния, а сам город становит районным центром Ярославской области. В городе развиваются текстильная и деревообрабатывающая промышленность. В 1941 году в Кострому эвакуируются военные училища и гражданские лица, в том числе из блокадного Ленинграда. Костромская область образовывается уже в 1944 году, со значительными изменениями: наиболее крупные центры бывшей Костромской губернии остаются в Ивановской области, а городу отходят северо-восточные земли Вологодской области.

Последние изменения: 12.05.2014

Климат Костромы

Несмотря на то, что город находится не так уж и далеко от Москвы, температура там на несколько градусов ниже. В целом же он характеризуется обычной погодой, присущей центральным регионам: холодная снежная зима и прохладное, часто дождливое лето. Бывают и исключения.

Последние изменения: 12.05.2014

Достопримечательности Костромы

Как уже упоминалось, Кострома входит в Золотое кольцо России. При этом интерес она представляет именно с исторической точки зрения. Это, прежде всего, центральный ансамбль XVII - XIX веков: круглая Сусанинская площадь , по местному названию «сковородка», от которой радиусами расходятся улицы. Получается по принципу солнца с лучами. На самой площади расположено одно из главнейших сооружений города, его символ – Пожарная Каланча .

В свое время это было самое высотное здание города, с которого видны были все очаги пожара. Сейчас там находится музей, рассказывающий историю и работу здания, а также действующая пожарная часть. Справа от Пожарной Каланчи располагается здание бывшей гауптвахты , а дальше по кругу дом Борщева и – здание присутственных мест .

Панорама Сусанинской площади (кликните на фото для его увеличения):


Напротив площади, через улицу Советскую, можно увидеть архитектурный ансамбль торговых рядов . Начинается они с больших мучных рядов, которые образуют круг. С внешней стороны – это сводчатая конструкция. В каждой арке в свое время располагалась купеческая лавка, а теперь различные магазины. Внутри мучных рядов находится центральный рынок Костромы.

Между Мучными и Красными рядами лежит небольшая площадь, на которой стоит знаменитый памятник Ивану Сусанину. От него вниз, к Волге, простирается некогда главная улица: Молочная гора. Это был центральный въезд в город для приезжающих из Москвы. Вдоль нее, за Красными рядами располагаются рыбные ряды.

Красные ряды построены аналогично с Мучными. Внутри них находятся Мелочные ряды, которые завершаются пристроенной к ним церковью Спаса в Красных рядах. Ели двигаться вдоль улицы Советской от центра, то за Красными рядами идут Табачные ряды , а еще дальше – Масляные ряды . Во всех рядах сейчас находятся бутики и торговые точки, так что можно сказать, что ничего и не поменялось со времени их основания.

Другим интересным местом является набережная . Она берет свое начало от знаменитой беседки Островского , и простирается на несколько кварталов. Прогуливаясь по ней, можно увидеть, как на Волге пристают различные суда, как прогулочные, так и туристические. Беседка расположена на высоком валу – остатки от прежних сооружений.

Знаменитого своими роскошными залами в стиле Петербургских дворцов: большой белый и малый золотой. Сейчас там также находится небольшой музей, и проводятся различные культурные мероприятия. Оба эти здания входят в

И, конечно же, гвоздь туристической программы – Ипатьевский монастырь . Он находится на стрелке Волги и р. Костромы. Внутри него интересен грандиозный Троицкий собор и музей дома Романовых. За Ипатьевским монастырем располагается музей деревянного зодчества.

Последние изменения: 15.05.2014

Как добраться до Костромы

В городе очень развито автобусное междугороднее сообщение: на автобусе можно доехать из Иванова, Владимира, Нижнего - Новгорода, Ярославля, Вологды, Москвы. При этом от Москвы ходят, как рейсовые автобусы, так и маршрутные такси. Если есть желание поехать поездом, то только из Москвы: 148 Москва – Кострома, или же 100 Москва – Владивосток. Из Ярославля ходят электрички.

Последние изменения: 12.05.2014
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то