Святые горы. Обнажение верхнемеловых отложений "Святые горы". Северный Донбасс Что посмотреть в парке «Святые горы»

Наталья Коган , ф ото автора

Святые горы

Журнал “Очевидное и невероятное”, №3, 2010

Национальный природный парк «Святые горы» на Северском Донце хранит в себе неисчислимые природные, духовние и исторические богатства.

Тихо, мягко над Украйной,

Обаятельною тайной

Ночь июльская лежит,

Небо так ушло глубоко,

Звезды светят так высоко,

И Донец во тьме блестит.

Ф.Тютчев, «Святые Горы»

Заповедные места

Над гладью реки Северский Донец нависают меловые холмы высотой до 200 метров, поросшие реликовыми лесами. Наибольший интерес в растительном мире Святогорья представляет меловая сосна. Это реликовое дерево доледниковой эпохи внесено в Красную книгу. Другая достопримечательность – сумах, или скумпия. Этот кустарик с розовыми, как комья пуха, плодами известен издавна как древнерусский листовой дубитель под названием «святогорский лист» и использовался на царских сафьяновых заводах. Святогоркие дубравы давно являются предметом интреса ученых и лесоводов. К сожалению, основные площади дубрав вырублены еще в XVIII - XIX веках, однако отдельные их ареалы произрастания сохранились и сейчас: в дубовой роще парка главная достопримечательность – шестисотлетний дуб-патриарх. На меловых отложениях местных гор сохранились редкие эндемические растения ледникового и последникового периодов.

Еще одна особенность святогорского природного оазиса степной зоны Донецкого бассейна – богатейшая концентрация памятников культурного наследия практически всех исторических эпох и различных этнокультурных общностей. На протяжении последних ста лет в Святогорском историческом ареале работают археологические экспедиции научных учреждений и музеев Киева, Харькова, Донецка. Предметом их исследований являются стоянки и мастерские древнего человека каменного века, курганы и поселения эпохи меди-бронзы, скифо-сарматские памятники, первые поселения славян, средневековые городища времен Хазарского Каганата, Киевской Руси, Золотой Орды. Многие находки археологов представлены сегодня в экпозициях Святогорского исторического музея.

Живописная природа Святогорья, его древности, легендарная история притягивали к себе и вдохновляли на творчество многих художников и литераторов. Здесь побывали Г.Сковорода, Ф.Тютчев, А.Чехов, И.Бунин, С.Сергеев-Ценский, М.Горький, И.Репин.

История святой обители

Отсутствие точных свидетельств о времени основания Святогорской обители и обстоятельств появления первых святогорских пещер породили множество легенд и гиптез. По «византийской» версии Святогорская обитель была основана во времена иконоборчества и миссии св. Кирилла и Мефодия в Хазарии в VIII - IX веках. По другой версии основателями обители предположительно считают местное степное население «северской ветви» XI - XII веков или киевского монаха о. Никона во время его путешествия в Тмутаракань.

Одна из наиболее популярных версий относит начало обители к середине XIII века, когда после нашествия Батыя на Русь часть монахов Киево-Печерского монастыря якобы нашли свое пристанище в меловых скалах у реки Донец. Еще одна легенда гласит, что в середине XV века афонские монахи, покинув Святую гору в Афоне под натиском турок, двигались вверх по Донцу и, прельстившись красотами Святогорья, основали здесь монастырь.

Вполне реалистическую информацию о времени возникновения Святогорской обители дают письменные и археологические источники. Впервые название этой местности упомянуто германским послом при Московском дворе Сигизмундом Гербенштейном в 1526 году.

Русские летописи XVI века отмечают роль Святых гор как сторожевого пункта на южных рубежах Российского государства. Первое документальное свидетельство о пещерном монастыре в Святой горе относится к 1620 году: в нем упоминаются игумен Ефрем и 12 святогорских иноков. Согласно московким актам, Святогосркая пустынь царским жалованьем ежегодно получала помощь хлебом и деньгами. В 1624 году «по указу Великого Государя царя и Великого князя Михаила Федоровича всея России велено Успеяния Пресвятые Богородицы Святогорского монастыря черному попу Симеону с бартией или кто понеж в том монастыре иной игумен будет, давати годовые руги в Белгороде ржи по двенадцать четвертей, овса по двенадцати ж четвертей, денег по десяти рублей из кабацких и таможеных доходов».

Наиболее древним и уникальным памятником Святогорского монастыря являются пещеры меловой скалы. Внешняя опасность с юга, прежде всего с территории Крымского ханства, определила длительное нахождение и развитие монастыря непосредственно внутри меловой скалы. Вырубленные в скале вручную пещеры представляют собой сложную систему лабиринтов, соединяющих подземные церкви, кельи, трапезную, некрополь. Развитая инфраструктура общежительной пустыни формировалась в течение XVI - XVIII века и представляла собой пятиярусный комплекс сооружений пещерного типа. Известны имена большинства настоятелей XVII века, кроме игумена Ефрема и черного попа Симеона. В 1628-1631 году документы от имени монастыря подписывали старцы Давид и Александр, в 1640 году обитель возглавлял черный поп Кирилл, а в 1651 – Игнатий. Наиболее известным среди настоятелей пещерного монастыря был первый архимандрит Иоиль. При нем был сооружены первые наземные строения под меловой скалой и началось постепенное переселение иноков на «подол» - береговое плато реки. С тех пор Святогорский монастырь стал превращаться в уникальный архитектурный памятник, сочетающий в себе разные стили и разные эпохи.

Презент фавориту

В 1787 году Святогорский Успенский монастырь был упразднен согласно Манифесту Екатерины II о секуляризации церковного и монастырского имущества с передачей его земельных владений и подданных крестьян в казну. Именно в этом году мимо Святых гор по дороге из Крыма в Петербург следовал кортеж императрицы. Программа путешествия Екатерины II , места остановок, встречи, мероприятия полностью зависели от князя Григория Потемкина-Таврического. В монастыре императрицу ждали и очень надеялись на ее посещение. Однако кортеж проехал мимо. Видимо, светлейший князь уже тогда замыслил некий план, суть которого стала ясна позже. Существует предание, что накануне, когда Потемкин ехал из Петербурга в Крым, он проезжал этими местами. Когда князь увидел чудную Святогорскую местность, он приказал остановиться на дороге и долго любовался издали Святыми горами, распросил о них сопровождавшего его местного чиновника, записал полученные сведения в карманную книжицу и поехал дальше. А спустя некоторое время, общаясь с Екатериной, как бы между прочим заметил, что ему очень понравилась Святогоркая рощица. В «Русской старине» за 1876 год была опубликована переписка императрицы с ее фаворитом,в которой содержались сведения о дарственной на Святогорское имение светлейшему князю, датированное 1 октября 1790 года. Но воспользоваться царским подарком и реализовать свои планы относительно обстройства Святогорского имения Потемкин не успел, поскольку вскоре умер.

Наследник земного рая

Поскольку светлейший князь Григорий Александрович Потемкин-Таврический официально женат не был и детей не имел, то наследование «земного рая» превратилось в отдельную сложную историю, которая длилась до событий 1917 года и в которой разобраться без составления целой рощицы генеалогических дерев просто нереально.

Итак, после смерти князя святогорское имение должны были разделить между собой ближайшие родственники – сестры Потемкина Мария, Пелагея и Марфа. Но к моменту раздела имущества сестры и их мужья уже умерли и наследниками автоматически становились их дети. Такими наследниками стали дети Марфы Александровны Энгельгардт (в девичестве Потемкиной) и Василия Андреевича Энгельгардта: сын Василий и пять дочерей.

Род барона фон Энгельгарта берет начало от Генриха Энгельгарта – члена городкого совета в Цюрихе в 1838 году. В XV веке Энгельгарты переселяются в Лифляндию, затем в Курляндию и Польшу. В XVII веке за воинские заслугипольский король Владислав IV пожаловал Энгельгартам вотчины в Смоленске. В конце XVII - начале XVIII веков Энгельгарты переходят на службу Российскому престолу.

Итак, после Григория Потемкина владельцем имения стал Василий Васильевич Энгельгардт, который к моменту получения наследства был уже в чине генерал-поручика, имел репутацию рачительного хозяина, содержал в порядке все свои имения, которые приносили значительный доход. По странному стечению обстоятельств В.В. Энгельгардт тоже женат не был и своих детей не имел, но принял на воспитание двух девочек, Александру и Екатерину, и троих мальчиков, Василия, Андрея и Павла, которым впоследствии было даровано дворянство и фамилия Энгельгардтов и все права наследников, но владельцами Святогорского имения никто из них не стал.

Святогорское имение Энгельгарта вошло в состав Изюмского уезда Слободско-Украинской губернии. За имением числилось 25 тысяч десятин земли и проживало более 4 тысяч жителей. В.В. Энгельгарт всячески способствовал налаживанию крестьянских хозяйств, развитию промышленных промыслов и торговле.

Жемчужина Святогорья

После смерти В.В.Энгельгарта Святогорское имение должно было быть разделено между его сестрами, а их было ни много ни мало - пятеро. Но хозяйкой имения стала младшая сестра, к тому моменту уже княгиня Татьяна Васильева Юсупова, скупившая себе четыре участка сестер, которые должны были перейти в их наследство, чтобы такое прекрасное имение не было разделено и раздроблено.

Татьяна родилась 1 января 1769 года, в 12 лет она была взята ко двору Екатерины II в качестве фрейлины. Императрица принимала активное участие в обустройстве личной жизни юной фрейлины, поэтому уже в 16 лет она вышла замуж за генерал-поручика Михаила Сергеевича Потемкина, который через 6 лет трагически погиб (утонул). От этого брака у Т.В.Потемкиной родились сын Александр и дочь Екатерина. Императрица по-прежнему заботится о судьбе теперь уже вдовы, и1793 году Татьяна Васильевна благодаря царскому сватовству выходит второй раз замуж – за князя Николая Борисовича Юсупова, но и этот брак был неудачным, но причинам, отличным от первого: можно сказать, что супруги не сошлись характерами. Княгиня жила отдельно от своего мужа и имела свой круг общения, отличающийся высоко интеллектуальным уровнем. Она общалась с Пушкиным, Жуковским, Державиным, Крыловым. Вместе с тем княгиня умело вела дела в своих многочисленных поместьях, слыла знатоком в финансовых вопросах. Имея значительные доходы от имений, она могла удовлетворять свою страсть к редким экземплярам драгоценных камней. Вколлекции Юсуповой были такие знаменитые камни, как бриллиант «Полярная звезда», алмаз «Альдебаран», жемчужина Филиппа II Испанского «Перегрина», серьги Марии Антуанетты, алмазная и жемчужная диадема Каролины Мюрет и другие. При таких дорогостоящих хобби княгиня вела очень скромный образ жизни и занималась благотворительностью. В истории Святых гор княгиня Юсупова известна своим отказом возобновить деятельность Святогорского монастыря во второй половине 1830-х годов. Это произошло лишь, когда владельцем имения стал ее сын, Александр Михайлович Потемкин, и Святогорье опять стало потемкинским.

Итальянская вилла

Можно сказать, что Александр Михайлович Потемкин был единственным прямым наследником в истории наследования Святогорского имения. В 1841 году он стал владельцем этих великолепных земель. К этому времени Потемкин был уже весьма известной фигурой в высшем обществе, предводителем Санкт-Петербургского губернского дворянства. В его петербургском доме на Милионной улице собирался высший свет, душой которого была его супруга Татьяна Борисовна Потемкина, урожденная княгиня Голицына. Граф С.Д.Шереметьев, близко знавший Потемкиных, писал в своих мемуарах: «Известный дом Потемкиных в столице был в свое время каким-то открытым домом, чуть не гостиницей для всякого, кто только носил рясу или слыл за святого. Кто только ни перебывал в этом доме, кому только ни давали приюта в бесчисленных комнатах и закоулках этого лабиринта, чето только ни выделывали в этом доме с ведома и без ведома хозяйки, всесильноТатьяны Борисовны, которая до сих пор для меня словно загадка… сам хозяин дома Александр Михайлович Потемкин безобидный старик, который хлопотал только об одном, чтобы его не тревожили и не мешали бесчисленным его привычкам».

В течение 1840-1860-х годов Потемкины старались ежегодное посещать Святогорское имение и проводить здесь вторую половину августа и сентябрь. Сохранились воспоминания современников о бурной жизни Святогорья, когда хозяином этих мест был А.М.Потемкин. Здесь проходили ярмарки, которые с высоты Святых Гор представляли чудную картину: « В дикой, но величественной местности необозримая масса народа в разноцветных старинных праздничных одеяниях суетится и копошится, точно муравейник, от самого села Богородичного и переправы на пароме через р. Донец и до Святых Гор… крестьяне и разный торговый народ сотнями возов и повозок становились, где кому вздумается… Изобилие всевозможных сельских продуктов было такое, что не только проехать, но пройти-то между ними едва было возможно… фруктов и овощей - хоть лопатой загребай, а из сельских крестьянских изделий было изобилие полотняных, шерстяных, кожевенных и древесных изделий». Кроме ярмарок многих помещиков привлекали Святые Горы великолепными балами с танцами и роскошными угощениям. Эти балы устраивались здесь святогорским управляющим в специально построенных павильонах. Как пишет историк Д.И. Миллер, помещики съезжали сюда из пяти уездов, и сотни карет и колясок стояли вокруг павильонов до рассвета.

Именно благодаря Татьяне Борисовне Потемкиной возродился Святогорский монастырь. Несмотря на свою занятость в столице, движимый неугасимым желанием супруги поскорее открыть Святогорский монастырь, А.М. Потемкин выделили 10 тысяч рублей и 300 десятин земли для восстановления и содержания древнего монастыря. И 15 января 1844 года Святогорский монастырь был возобновлен по докладу Святейшего Синода с высочайшим согласием императора николая I , а 12 августа того же года состоялось официальное открытие монастыря. Кроме того, на склоне Святых Гор близ монастыря был построен великолепный дом, в котором останавливались не только императорская семья и высокородные гости, но и многие деятели культуры, известные писатели, поэты, художники. Вот как писал о Святых Горах Василий Иванович Немирович-Данченко: «Совсем итальянская вилла! Приютилась на горе и закуталась в благоухающую чащу, точно отшельник, бегущий от мира… С верхнего балкона виллы - все как на ладони, и белые утесы, и сама обитель. Лучшего пункта нельзя было избрать для картины. Выступы гор за выступами – и все обрушиваются в Донец. Та же даль, что и с меловых скал, не наглядишься на нее…». Вот как писал об этих местах хороший знакомый Т.Б. Потемкиной, религиозный деятель и писатель Андрей Николаевич Муравьев: «живописная дача в полугоре, с обширными видами на всю долину Донца при безоблачном небе Украины, напоминала мне римские виллы Фраскати, с их просветами на чудную пустыню вечного города; особенно поразило меня с роскошной террасы нечаянное зрелище обители Святогорской и ее меловых утесов, просеченных келиями иноческими, под сенью вековой дубравы».

От А.М. Потемкина имение перешло его внучатому племяннику, потому как собственных детей он с супругой не произвел на свет, Т.Б. Потемкина скончалась раньше своего мужа в 1861 году, а родная сестра Потемкина и ее дети умерли раньше его.

Донецкая Швейцария

В 1861 году Святогорское имение Потемкиных посетил император Александр II семьей. Когда супруга императора вышла на открытую галерею дома Потемкиных и увидела вид на Святые горы над Северским Донцом, она воскликнула: «Это моя Швейцария!».

В 1872 году владельцем Потемкинского имения стал граф Георгий Иванович Рибопьер. Так украинской швейцарией завладел представитель древнего швейцарского рода. Род графа Г.И. Рибопьера вел свое начало от патрициев кантора Ваад в Швейцарии – одной из ветвей древнейшего дворянского рода Рибопьеров в Эльзасе. Род известен с XI - XII веков. В России представитель этого рода, прадед Георгия Рибопьера, Жан Рибопьер, появился во времена Екатерины II , имея на руках рекомендательное письмо Вольтера. Уроженец Франции Жан (Иван) Рибопьер был тепло принят вольтерьянкой-императрицей и получил должность адъютанта князя Г. Потемкина-Таврического. Всокре он женился на фрейлине императрицы Аграфене Александровне Бибиковой, от брака с которой родился сын Александр. Александр Иванович Рибопьер в 1809 году женился на Екатерине Михайловне Потемкиной, родной сестре Александра Михайловича Потемкина, владевшего Святогорским имением в 1841-1872 годах. От этого брака у четы Рибопьеров было четыре дочери и два сына – Михаил и Иван. Первый умер в малолетстве, а второй, женившись на Софье Васильевне Трубецкой, имел сына Георгия, который и стал владельцем Святогорского имения. К этому времени Рибопьеры уже носили графский титул, жалованный в день коронования императора Александра II – 26 августа 1856 года.

Георгий Иванович Рибопьер родился 15 августа 1854 года в Царском Селе. Его детство прошло в Италии и Швейцарии. С 12 лет Георгий занимался во Флорентийском гимнастическом обществе, а в 14 лет тренировался в цирке «Галем» и организовал собственный любительский цирк. В 1870 году Георгий вернулся в Россию и в 16 лет поступил в частный пансион Соколова, где продолжил увлекаться спортом. 1873-1885 годы Г. Рибопьер посвятил военной службе, после чего полностью отдал себя двум увлечениям, которые стали делом его жизни – коневодству и атлетическому спорту. Граф основал собственные конные заводы в Петербурге, Симбирской губернии и в своем Святогорском имении. При конных заводах граф построил ипподромы, где устраивались состязания чистокровных скакунов. В 1896 году Г.И.Рибопьер стал первым президентом Санкт-петербургского атлетического общества. Через год он провел Первый чемпионат России по тяжелой атлетике. В 1900 году он вошел в состав Международного Олимпийского Комитета и обеспечил участие спортсменов России в Олимпийских играх 1908 года. Фактически граф Рибопьер стоял у истоков олимпийского движения в Российской империи.

А в Святогорском имении граф провел серьезную реконструкцию, при нем была осуществлена застройка территории на левом берегу гостиницами, дачными участками и ресторациями, была проложена узкоколейная железная дорога протяженностью 8 километров от Святогорской станции до места проведения ярмарок. Конечная станция конки находилась напротив гостиницы монастыря.

Тем не менее, по свидетельству современников, граф не часто навещал Святогорье, изредка наезжала в имение и графиня Рибопьер. «Рибопьер вел крайне замкнутый образ жизни, и у него никто, кроме самых близких друзей, не бывал. Одна из причин этого – женитьба графа. Он был женат на венгерке… это была красивая, но очень взбалмошная женщина. Граф женился на ней, когда у нее родилась дочь., единственная наследница его громаднейшего состояния… Сам граф был очень красив, среднего роста, с тонкими чертами лица и прекрасными умными и добрыми карими глазами. Он носил небольшие бакенбарды, ходил довольно медленно, а в последнее время часто болел. Причиной тому был тот невозможный образ жизни, который он вел: граф превратил день в ночь и обратно. Ложился он очень поздно, часов в пять утра, а вставал в три-четыре дня». Граф Г.И. Рибопьер умер в 1916 году на 73-м году жизни после простуды и неудачного лечения. А через год Святогорское имение было национализировано советской властью. Святогорский монастырь опять был закрыт на долгие годы.

Символы эпох

Закрытие Святогорской обители в 1922 году привело к исчезновению многих архитектурных памятников этих мест, среди которых и Преображенская церковь, венчавшая одну из меловых гор над Северским Донцом,и сам господский дома, следы фундамента которого сегодня с трудом можно найти среди зарослей травы и деревьев. Другие культовые, жилые и хозяйственные постройки были приспособлены под Дом отдыха трудящихся масс, получивший символическое название Всеукраинского Дома отдыха имени Артема. В ознаменование этого знакового для советской державы события известным скульптором И.П. Кавалеридзе в 1927 году был вылит из железобетона 22-метровый монумент большевика Федора Андреевича Сергеева по кличке Артем, который водрузили на вершине одной из меловых гор (по счастливому стечению обстоятельств не на месте преображенской Церкви). Монументальная скульптура, созданная в стиле кубизма, прошла через войну, став памятником советского конструктивизма и символом советской эпохи. В период Великой отечественной войны здесь шли тяжелые бои. У памятника Артему были захоронены воины, погибшие при освобождении Святогорья от фашистских захватчиков, и создан мемориальный комплекс, где увековечены имена более чем 2000 солдат и офицеров.

Святогорский монастырь возобновил свою деятельность спустя 70 лет после его закрытия - в 1992 году. В 2004 году решением Синода Украинской Православной Церкви Свято-Успенский монастырь получил статус Лавры.

Святогорск по праву называют жемчужиной Донбасса. Ведь здесь можно увидеть памятники истории и архитектуры, храмы и монастыри, горы, реку, национальный природный парк.

На открытке 1958 года с этой точки Лавра и Славяногорск выглядели так:

Свою экскурсию по самому северному городу Донецкой области я начала с посещения Свято-Успенской Лавры. Чтобы подойти к святыне, я перешла реку Северский Донец по мосту.

На старых открытках Славяногорска (так раньше назывался город) в 1958 году мост выглядел так:

Точных данных о дате возникновения обители нет. Однако, есть версия, что её в 1240 году основали монахи Киево-Печерской Лавры, бежавшие после нашествия татаро-монгольской орды. За свою многовековую историю Святогорская пустынь пережила много разных событий, она закрывалась, её покидали насельники, в храмах размещались дома культуры и санатории. С 2004 года она имеет статус Лавры.

Обо всём этом можно узнать и ознакомиться с экспозициями в 2-х музеях и выставочном зале, которые находятся на территории Лавры.

Свято-Покровская церковь построена в 1850 году. Особенность башенных часов на колокольне заключается в том, что 2 циферблата имеют арабские цифры, ещё 2 — римские и церковно-славянские. Куранты показывали правильное время, и каждые четверть часа звучала мелодия.

К Свято-Успенскому собору нужно пройти через арочные своды с росписями ликов святых.

Храм построен в 1869 году и объединил 2 архитектурных стиля — византийского и русского зодчества.

В нём находится особо почитаемая чудотворная Святогорская икона Божией Матери и образы всех преподобных, просиявших в Святых Горах.

К келиям и дому настоятеля Лавры проход закрыт.

За этими железными дверями начинаются пещерные лабиринты с усыпальницами и храмами. Пройти по пещерной обители в меловой горе можно только с экскурсией, куда я в этот раз не успела.

Территория монастыря утопает в цветах.

Одну из башен увенчал позолоченный флюгер.

2 функционирующих фонтана на подворье не помпезного вида, но очень гармоничны.

Говорят, что возле этой беседки можно почувствовать энергетический центр Святогорья.

Подняться выше по меловой горе можно по вымощенной плитами дороге, немного длинной, но благоустроенной.

Я пошла коротким путём по крутой тропе, по камням и корням.

Очень неприятное ощущение вызывает всюду оставшийся мусор после пикников. Неужели туристам и паломникам мало питейных заведений?

Эта местность во время Второй мировой войны была в буквальном смысле полита кровью защитников Северного Донбасса от фашистской навалы. И название горам — Святые — дано не только потому, что здесь находятся православные святыни. На блоках памяти мемориального комплекса увековечены имена почти 2,5 тысяч солдат и офицеров, героев войны.

Первоначальный вид воинского мемориала:

В августе 1943 года во время наступления Красной Армии противник держал оборону на правом высоком берегу Северского Донца. Крайне трудно было его выбить с этих позиций. Гвардии лейтенант В. Камышев устроил наблюдательный пункт на дубе неподалёку расположения фашистов и корректировал огонь артиллерии на поражение противника. Отблеск линз бинокля стал причиной обнаружения отважного разведчика. Враг открыл огонь и снёс крону дерева. Камышев умер от ран.

Первоначальный памятник был такой:

Современный памятник на месте захоронения мужественного воина.

В 100 метрах от священного дуба находится скит, огороженный частоколом. Вход в него открыт всего 2 раза в год для паломников. Деревянный храм привлекает внимание необычной для этих мест архитектурой.

Конечно, я нашла открытый вход на заднем дворе и попросила разрешения у послушника зайти на подворье. Я понимаю, что нужно благословение настоятеля, но его не было в ските. Послушник, крестясь и молясь, пропустил меня, а другой, работающий на крыше, слез и рассказал о храме и о жизни братии.

Всехсвятский кладбищенский храм имеет давнюю и трагическую историю. Освящённый в 1912 году, в 1920 годы он принял изгнанных монахов после закрытия Святогорского монастыря. Сюда же были снесены почитаемые образы и мощи святых. В 1930-х годах священников арестовали. Позже храм был взорван коммунистической властью, а кладбище поругано. В 2000 году верующие взялись за восстановление святыни.

Были перезахоронены останки насельников обители.

Архитектура храма называется восьмёрик на четвёрике с трапезной. Он, конечно, отличается от древних деревянных церквей, построенных без единого гвоздя. У послушника, который рассказывал мне обо всём, гвозди держались на магните для удобства работы на высоте.

Сейчас братия имеет своё хозяйство, пасеку, сад, трактор.

В километре на северо-запад от скита расположен Николаевский храм на Святой Скале. Он словно вырастает из мелового утёса и упирается в небо трёхкупольным продолжением. Построен он в 17 веке на месте древней церкви Успения Пресвятой Богородицы, утраченной после обрушения скалы.

Рядом возвышается часовня Андрея Первозванного 1850-х годов постройки, своды которой выполнены из песчаника.

Зубцы мелового утёса возле Николаевского храма.

Так церковь и часовня запечатлены на фотографиях 1958 года:

В этом месте оборудована смотровая площадка, вид с которой потрясающий в любую пору года. Но, я думаю, что золотой осенью особенно.

Отсюда хорошо виден памятник Артёму, советскому партийному руководителю. Это монументальное изваяние из железобетона 28 метров высотой.

Сейчас скульптура нуждается в реставрации, возле неё висит табличка, что состояние памятника аварийное и проход запрещён. Но это не останавливает туристов, и все стремятся подняться на смотровую площадку возле него, чтобы полюбоваться окрестностями Святогорья.

Сколько охватывает взор пространство — это национальный природный парк «Святые горы». Некоторые растения сохранились с доледникового периода. Около 50 видов занесены в «Красную книгу» Украины. Столько же и представителей фауны. Самый красивый, на мой взгляд, реликтовый сосновый бор. Но много дубов и других деревьев.

На обрывистых склонах обнажилась белизна меловой горы.

На выходе из Лавры благословляет Пресвятая Богородица.

Адрес: Свято-Успенская Святогорская Лавра, ул. Заречная, 3, г. Святогорск, Донецкая область
Тел. +380 6262 53024
Координаты: 49°1’42"N 37°34’3"E

С возрождением Святогорской обители в селе Богородичном, что в 3-4 км вниз по Донцу, стал восстанавливаться Свято-Скорбященский храм. Построенный в 1847 году, он так же, как и другие святыни, был разрушен в 1930-е годы. Построенная новая церковь принадлежит скиту в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость».

Адрес скита: ул. Степная 2а, с. Богородичное, Славянский район, Донецкая область
Тел. +380 6262 53337, +380 99 9832468
Координаты: 49°0’57"N 37°30’52"E

У дороги в этом селе есть часовня во имя Александра Невского, построенная над святым источником, вода в котором поступает с 30-метровой глубины и имеет целительные свойства.

В Святогорске каждый найдёт что-то для себя, кто-то укрепится в духе, кто-то насладится прекрасными пейзажами, кому-то будет полезен поход с восхождением на гору. И можно узнать много интересного и обогатиться новыми впечатлениями, которыми я делюсь с вами.

Национальный природный парк «Святые горы» располагается на севере Донецкой области, в Славянском, Краснолиманском и Артёмовском районах, вдоль левого берега р. Северский Донец. Этот уголок природа необыкновенно красив, но не только это отличает его от других национальных парков Украины. «Святые горы» - это более 120-ти объектов археологии, свыше 70-ти памятников истории, несколько заказников и памятников природы разного уровня. Здесь произрастают редчайшие экземпляры и целые группы реликтовых растений, а общее число видов растений превышает 9 сотен. На территории парка живут более 250-ти видов животных, из них 50 занесены в Красную книгу Украины. Парк славится своими меловыми горами, которые в 2008 году попали в Тор – 100 конкурса «7 чудес Украины».

О притягательной силе природы Святогорья писали многие писатели. За ее волшебные пейзажи и прекрасные возможности для восстановления здоровья Антон Павлович Чехов назвал Святогорье «Донецкой Швейцарией». После посещения Святых гор многие художники XIX в. оставили потомкам свои творческие работы. В их числе И. Репин, С. Васильковский, А. Киселев, Ю. Феддерс.

Сердце национального парка - Свято-Успенская Святогорская лавра, история которой уходит вглубь веков. Одна из существующих версий связывает происхождение обители с византийскими иноками, бежавшими от преследования императорской власти в период иконоборческой ереси.

Поблизости от национального парка «Святые горы», находится издавна известный источник минеральных вод и лечебные грязи. Местные жители и врачи-специалисты их постоянно используют для принятия ванн и для изготовления аппликаций.

Ежегодно в парке бывают тысячи туристов, которые приезжают сюда на отдых и лечение. Большую роль играет также научно-познавательный туризм.

Восточная Украина

Святогорск. Национальный парк "Святые горы"

Святогорск. Национальный парк «Святые горы»

Парк, который был создан 13 февраля 1997 года, тянется вдоль левого берега р. Сиверский Донец. Это седьмой национальный парк в Украине и первый в восточном регионе страны. Раритетные составные растительного и животного мира можно назвать золотым фондом национального парка .

Парк «Святые Горы» являет собой уникальный уголок , который хранит тайны седой древности и геологическую историю наших времен, а также неповторимые памятки, созданные природой.

Много лет тому назад здесь шумело внутриконтинентальное море . Одним из доказательств этого есть высокий правый берег Сиверского Донца, который состоит из мела. На территории парка расположены знаменитые меловые горы , на которых сохранились редкие виды растений , например, меловая сосна , которая занесена Красную книгу Украины и подлежит охране. Кстати, в 2008 году именно меловые горы, которые находятся на территории природного парка, попали в список «Семь природных чудес Украины».

Уникальный комплекс памяток около Святогорска в 1980 г. был объявлен историко-архитектурным заповедником. Безусловно, основа комплекса достопримечательностей заповедной зоны - это Свято-Успенская Святогорская лавра , которая была основана в XIII - XVI веках, и расположилась на правом берегу р. Сиверский Донец. К комплексу исторических памятников также принадлежит памятник Артему , автором которого стал знаменитый скульптор Иван Петрович Кавалеридзе , который был автором памятника княгине Ольге в Киеве. Около монумента расположился Мемориал Большой Отечественной войны.

Настоящей жемчужиной заповедника являются пещерные храмы с Николаевской церковью , которая была построена в XVII в. на меловой скале. Это уникальное кирпичное сооружение с меловым алтарем воспроизводит в камне традиции деревянной народной архитектуры и является оригинальным творением украинского барокко во времена его наивысшего расцвета.

Живописность ландшафта, богатство культурно-исторических памяток, лечебные климатические условия, длительный комфортный период для отдыхающих обусловливают высокий рекреационный потенциал территории парка и создают замечательные возможности для круглогодичного отдыха, оздоровления, лечения и туризма.

Уникальные канатные экологические трассы в парке «Святые горы» . Национальный природный парк «Святые горы» может похвастаться уникальными для Украины подвесными экологическими трассами. Канатный парк имеет 3 трассы длиной 76 м, 110 м и 215 м. Кроме трасс в парке есть скалодром высотой 12 м. В сезон в Святогорской курортно-рекреационной зоне действует свыше 20 детских лагерей

Фото: Национальный природный парк «Святые горы»

Фото и описание

На Украине немного мест, где так органично объединены красивейшие ландшафты, ценнейшие природные комплексы и объекты мировой истории и культуры. Одним из них является Национальный природный парк «Святые горы», который располагается в северной части Донецкой области, в Славянском, Краснолиманском и Артёмовском районах, вдоль левого берега реки Северский Донец. Парк был основан 13 февраля 1997 г.

В Национальном природном парке «Святые горы» общей площадью более 40 тыс. га (из них 11878 га в собственности парка) находятся меловые горы, где растут редчайшие растения - реликтовые боры сосны меловой, эндемические и реликтовые растительные группировки на отслоениях мела, байрачные леса, болотная и луговая растительность заплав. В общем, на территории парка произрастает около 943 видов растений, 48 из них занесены в Красную книгу Украины. Также в парке живет 256 видов животных, 50 из которых внесены в Красную книгу страны.

Национальный природный парк «Святые горы» имеет важное историко-археологическое значение. Здесь находится 129 объектов археологии и 73 исторических памятника. В 1980 г. на территории Свято-Упенского монастыря был создан Святогорский государственный историко-архитектурный заповедник. Основой комплекса памятников заповедника служит Свято-Успенская Святогорская лавра (XIII - XVI вв.), расположенная на правом берегу реки Северский Донец.

В состав природного парка «Святые горы» включены следующие заказники и памятники природы: в Славянском районе - урочище «Сосна», «Маяцкая дача», «Пойма-1», дендропарк Маяцкого лесничества, памятник природы «600-летний дуб»; в Краснолиманском районе - заказники «Чёрный Жеребец», «Подпесочное», «Ландыш» и «Чернецкое», болото Мартыненково, озеро Чернецкое; в городе Святогорске - памятник природы «Тополь» и «Сосновые насаждения».

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то