Украинцы. Народы Украины: культура и традиции Новый гетман, новый договор

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Значение археологических находок для изучения одежды древних эпох. Описание предметов одежды народностей Северного Кавказа: рубах, кафтанчиков, платья, теплой одежды, поясов, женских и девичьих головных уборов, шапочек, украшений. Покрой рукавов платья.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2014

    Характеристика Симбирско–Ульяновского фольклора. Особенности народов Среднего Поволжья. Специфика народных пословиц, загадок, смысл народных сказок. Знаменитые люди – собиратели фольклора в Симбирске. Былины, песни и сказки народов Среднего Поволжья.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2011

    Гостеприимство как наиболее яркая черта, присущая всем этническим группам, проживающим на территории Северного Кавказа, их священные традиции и особенности быта. Общая характеристика ингушей и чеченцев как самых распространенных этносов данного региона.

    презентация , добавлен 05.05.2014

    Этнические особенности коренных народов. Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа, ханты и манси - два родственных народа. Пирода и традиции народов Западной Сибири. Самобытность традиционной культуры и традиционного воспитания.

    контрольная работа , добавлен 09.03.2009

    Украшения татарского народа, используемые в национальной одежде. Праздничная и ритуальная одежда татар. Одежда, обувь, головные уборы. Внутреннее убранство дома. Этикет гостеприимства у татар. Особенности формирования и колорит татарской одежды.

    презентация , добавлен 01.12.2014

    Вклад С. Броневского и И. Дебу в изучение этнографии народов Кавказа. Содержание свода материалов о горских и кочевых народах Кавказа, составленного по приказу императора Николая I. Сущность этнической консолидации, ассимиляции и межэтнической интеграции.

    контрольная работа , добавлен 15.08.2013

    Женский чехол для трубки. Традиционное жилище тофаларов. Халат как наиболее распространенный вид летней верхней одежды. Одежда эвенков. Верования северных народов Сибири. Головные уборы мужчин у бурятов. Костюмы служителей культа бурят у шаманов.

    презентация , добавлен 04.05.2014

    Жилище восточных славян: техника постройки, планировка, интерьер, двор. Особенности одежды и обуви восточнославянских народов. Ремесло и земледелие, восточнославянские погребения. Сходства и различия материальной культуры восточнославянских народов.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2011

Во второй половине XIX - начале XX вв. Украина оставалась в основном аграрной, а сельское население, составлявшее подавляющее большинство, занималось хлебопашеством, животноводством, садоводством.

В течение XIX в. усиливается процесс обезземеливания не только в связи с захватом пахотных земель и лугов помещиками, но и в результате усиления социального расслоения государственных и крепостных крестьян. Накануне реформы 1861 г. на Левобережной Украине в пользовании у крестьян было только 38%, а в степных районах 15% обрабатываемых земель. Подобное положение было и в других районах.

В XIX - начале XX вв. в большинстве районов Украины основной системой земледелия было трехполье, а также перелог, известные у восточных славян еще со времен Киевской Руси. Огненно-подсечная и двухпольная система, развитые в прошлом, до XIX в., из-за малой эффективности и трудоемкости почти не применялись.

Уважаемые пользователи! Не забывайте, пожалуйста, при копировании любых материалов данного сайта оставлять активную гиперссылку на копируемые материалы этого сайта.

Было широко распространено удобрение полей навозом. Твердых правил применения системы севооборота не существовало. Очередность посева на различных участках поля к выбор сельскохозяйственной культуры определялись хозяином поля или арендатором.

В южных районах Украины, где еще в конце XIX в. были значительные площади целинных и передоговых земель, сразу же после поднятия целины трехполье применялось редко. Здесь в течение длительного времени высевались одни и те же культуры.

По традиции большая часть пахотных земель засевалась озимой я яровой рожью - основными злаковыми культурами на территории Украины с древнейших времен. Пшеницу сеяли не везде и шла она в основном на продажу. До революции на Украине били распространены сорта пшеницы: яровая - "полтавка", озимая - "банатка", "ледянка горькая". Пшеница издавна занимала основное место среди посевов зерновых в южных степных районах, в Закарпатье и частично в Лесостепной зоне, на богатых черноземах. На Слобожанщине и Полтавщине сеяли преимущественно яровую пшеницу, на Киевщине, Подолии и Волыни - озимую. Сеяли также ячмень, особенно на юге Украины, гречиху, просо, горох, фасоль, лен, коноплю. Волынь славилась хмелем.

В конце 17 в. на Украине в основном на юге появляется кукуруза, не получившая впрочем в дореволюционный период широкого распространения. С конца 18 в. выращиваются картофель и подсолнух.

Из овощных культур наиболее распространенными были свекла, морковь, огурцы, капуста, лук, чеснок, петрушка и бахчевые. Одной из характерных черт украинского села, которую отмечали многие путешественники еще в 16-17 вв., было обилие садов (яблони, груши, сливы, вишни). Сады выращивались преимущественно при усадьбах. 1ироко применялись народные методы прививки лучших сортов: разведение молодых деревьев "из пня", отсадка присыпанных ранее веток и т.д. В бедняцких хозяйствах вследствие малоземелья сад был нередко одновременно лугом, сенокосом и огородом.

Важное место в сельском хозяйстве Украины занимало животноводство. Разводили преимущественно коров красной степной породы, холмогорку, ярославскую и пр. Выращивали также породистых лошадей: степную украинскую , русскую рысистую, орловскую и т.д. Издавна на Украине было развито овцеводство. Среди множества пород овец предпочтение отдавалось решетиловскоя (черной) и сокольской (серой). Разводили также свиней, коз, домашнюю птицу, занимались пчеловодством. Пчел держали в ульях-дуплянках, "соломянках", "мазанках". К концу XIX в. появляются рамочные ульи.

Во многих районах Украины была развито рыболовство, преимущественно речное. Рыбу ловили плетеными из лозы вершами, а также сетями, ятерями, подсаками, саками, переметами и т.д.

Охота большого значения в хозяйстве украинцев не имела. Орудия охоты были такими же, как у русских и белорусов. Применялись "тенета" и "перевисищи" - сети для ловли птиц и мелких животных, использовалось и огнестрельное оружие. В лесах Карпат и Полесья охотились на оленей, косуль, диких свиней, волков.

В тяжелейших социально-экономических условиях феодального, а позднее капиталистического гнета крестьянство Украины развивало и совершенствовало орудия труда, создавало различные приемы обработки почвы, обогащаю сельское хозяйство новыми сортам и видами полевых, огородных и садовых культур, развивало животноводство.

Хозяйственному и культурному обмену между Россией и Украиной, а также Левобережьем и Правобережьем заметно содействовало воссоединение Украины с Россией. Для хозяйства Украины открылись широкие возможности использования достижений русской земледельческой культуры, в частности разведения новых овощных культур и культурных трав.

Этнокультурные связи в сфере сельского хозяйства имели характер взаимовлияний. Так, пшеница "полтавская" была исходным сортом "саратовской", в то же время метод добычи масла из семян подсолнуха украинцы переняли у русских; на Украине разводили завезенных из русских и белорусских губерний лошадей и крупный рогатый скот.

На Украине издавна известны три вида тягловых пахотных орудий: плуг, рало и соха. Для большинства районов Украины характерны плодородные, но тяжелые для обработки почвы. Наиболее распространенным пахотным орудием здесь издавна были плуг и рало.

Рало является одним из древнейших пахотных орудий. Железные наральники выявлены археологами на территории современной Украины в поселениях первых веков нашей эры. Если же учесть, что для некоторых видов рала, распространенных в прошлом на территории Украины , Белоруссии и Литвы, наральник делался из твердых, обожженных для прочности пород дерева, то вполне вероятно, что рало могло появиться намного раньше. В процессе эволюции от простейших форм к более сложным рало приобрело некоторые специфические конструктивные черты. Варианты рала, бытовавшие на Украине в ХУШ-ХІХ вв., сводятся к двум основным разновидностям: однозубые и многозубые. Однозубое делалось без полоза и с полозом. Рало с полозом отличалось от бесполезного положением ральника, его формой, способом соединения с грядильо ("стебло"). В первом случае ральник забивали в грядиль, а во втором - грядиль забивали в отверстие в ручке, составлявшей единое целое с ральником. Широко распространены были также типы рала, переходные между полозовым и бесполозовым. Однозубим ралом в XIX в. пахали, как правило, мягкий грунт, пар под озимые, землю для баштана, гречихи, картофеля, проса, конопли. Тягловой силой была пара волов «воловье рало», или один вол, которого запрягали в ярмо «бовкун», а также пара лошадей «киньске рало», запряженных в шлею «до штельваги з орчиками». Запрягали и одного коня

с хомутом или дугой. В бедняцких хозяйствах рало, требующее меньшей тягловой силе было основным пехотным орудием. В зажиточных хозяйствах для повторной обработки почвы как культиватор использовалось более производительное многозубое рало. В зависимости от тягловой силы это рало делали большим (воловое) или меньшим (лошадиное). По конструктивным особенностям различались три основных типа многозубого рала: граблеподобное с прямоугольной раной и боронообразное. Граблеподобное рало по форме напоминало грабли, хотя и отличалось от них размерами, количеством зубьев -колышков (от 2 до 20) и их формой. Рало с треугольной рамой находилось в генетической связи с граблеподобнык ралом, представляя собой его более поздний тип. Древнейший тип бороноподобного рала был конструктивно сходен с бороной-смыком. Он сформировался, очевидно, на основе бесполозового рала и бороны.

В каждой этнографической зоне Украины были распространены свои варианты рала. В южных и западных районах Полесья и Лесостепи бытовали древнейшие типы бесполозового однозубого и многозубого рала с прямоугольной рамой; на Подолни - однозубое с полозом-, сходное с ралом молдаван, южных и западных славян. Ег Украины был районом распространения преимущественно нногозубых типов рала (граблеподобного о треугольной рамой). На Левобережье и Слобожанщяне бытовали разные виды и однозубого и многозубого рала. На севере Полесья и в некоторых районах центральной Украины пахали сохой (литовка, украинка, одноконха, паро-конка и т.д.). Д.К.Зеленин указывал на неточность названия сохи "литовка", поскольку эта соха не характерна для литовцев, предложил назвать эту соху "полесской".

Вторым важнейшим пахотным орудием украинцев бнл деревянный плуг с железным лемехом и череслом.

До революции на Украине в основном применялись плуги трех видов: традиционные деревянные на колесном передке с железным лемехом и череслом, различные модификации традиционного плуга и фабричные. Последние получили распространение с конца XIX в. Все разнообразие вариантов традиционного плуга украинские этнографы сводят к двуя типам: с неподвижной и передвижной полицей. Второй из них был меньше распространен, только в горных районах Карпат. Плуги были разных размеров и в зависимости от этого в них запрягали от 2 до 4 пар волов. Более тяжелыми пахали в степных районах, а легкие применяли в зоне лесостепи и в южных районах Полесья. На стыке зон применялись плуг и соха.

Бытовавшие на Украине в конце XIX - начале XX вв. традиционнее сохи по конструктивным признакам подразделяются на два " типа: I) беспередковая соха с непереставной полицей, в которой грядиль отсутствовала, а рассоха (кусок дерева с развилиной на конце, служившей для надевания сошников) забивалась задним концом в отверстие поперечного валика; 2) передковая соха - рассоха забивалась снизу в отверстие на грядиле. Каждый из этих типов сох имел ряд названий. Первый тип называли московской, односторонкой, плашкой и пр. Наиболее приемлем; очевидно, термий "односторонка", так как подобные сохи, с непереставной полицей, отвал земли производили только на одну сторону. Другой тип известен под названием полесская, "двухпалицева", "п1дляськая в т.д. Крестьяне часто называли ее сохой-рогачом или паристой сохой. Соха-рогач или же полесская была распространена на правобережном украинском Полесье. Для Левобережья более характерна сохводносторовка. Оба типа сохи были двузубые.

В каждом из этих типов сох можно выделить ряд вариантов. На Левобережье и Слобожанщине, в районе, где помещики вводили соху принудительно, крестьяне вносили в ее конструкцию ряд изменения, заимствуя некоторые детали из плуга. В результате возникли переходные формы и варианты от сохи к плугу.

Одновременно с тягловыми украинское крестьянство применяло и разнообразные ручные орудия обработки земле - мотыгу; сапу, заступ и т.д. В ХУ1-Х1Х вв. эти орудия использовались главным образом для обработки огородных участков.

Традиционным способом сеяния у украинцев как и у других земледельческих народов Восточной и Центральной Европы, было сеяние вручную. На большинстве территории Украины полевые культуры сеял из мешка ("сіва"). На Полесье, в некоторых районах Лесостепи, Левобережья украинцы как и русские и белорусы сеяли из специальных сеялок - коробок из дерева, коры, лозы или соломы ("сіваньки", "сіяника", "сенника"). На Буковине для этой цели употреблялось деревянное ведро с длинной дужкой ("скокец").

Огородные и пропашные культуры сажали в борозды или в небольшие ямки, бросая в них семена или сажая рассаду. Это делали обычно женщины.

При обработке земли значительную роль играла борона. Борову использовали для разрыхления пахоты, очищения почвы от сорняков перед посевом ("скородіння") к прикрывания семян после посева (волочіння). На Украине делали преимущественно трапецевидные бороны с прямой или округлой передней планкой. В бедняцких хозяйствах, вплоть до революции, пользовались простевшей бороной волокушей ("гілляка") - деревом, которое волочили комлем вперед, и "вершалиною" - верхушкой дерева с обрубленными ветками. В некоторых районах Юга Украины и Закарпатья в качестве бороны применялись ветки терна, привязанные к палкам или соединенные вместе. На севере Украины применялась борона из лозин, перевязанных "калачиками" в виде рамы ("лозоватка"). В месте перевязки вставлялись деревянные колья ("чопи"). На Полесье даже в брусковую борову колья не всегда вбивали, а привязывали лозою. Более совершенной была брусковая борона, которая делалась в виде рамы с бруском с забитыми в них деревянными гвоздями. Этот тип бороны, известный славянам еще со времен Древней Руси, в XIX в. был наиболее распространен на территории Украины. При бороновании украинцы , в отличие от западных славян, брусковую борову обычно цепляли углом вперед, что уменьшало нагрузку на лошадь и обеспечивало более широкий захват. При одновременном боронованяя несколькими боронами применялись различные приемы их крепления: при одноконной упряжке (Левобережье и Восточное полесье) - "ключом", на Правобережье - в ряд, углом вперед.

Основным орудием уборки колосовых у украинцев , как и у других европейских народов, был серп. В XIX в. серпами жали рожь, пшеницу, ячмень, реже - просо, остальные злаки собирались преимущественно косой, оборудованной "грабками", прикрепленными к косе зубьями в виде грабель. Сено косилось без грабок. В конце XIX в. все больнее распространение получает коса "литовка", хотя серп еще длительное время бытовал в ряде районов, особенно на Полесье и Лесостепи, для ковения камыша и некоторых зерновых.. В некоторых районах Подолии и Юга Украины применялся "тирпан" -самодельное орудие с коротким держаком из укороченной косы. На Украине зафиксировано три способа самодельных приспособлений к косам: коса с грабками, "на крюк" и "на лучок".

Повсеместно в сельском хозяйстве применялись разнообразные грабли, вилы, мач, сохар, грибачки, сукачки.

Скошенный хлеб - рожь, пшеницу, ячмень, а также гречиху, просо, овес на Украине вязали в снопы. Для перевесел использовалась влажная солома. Сноп был как бы единицей измерения зажиточности. Снопами расплачивались с бедняками за работу на поле. Складывались снопы в копны по 10, 30 и более снопов, преимущественно крестом. Бобовые культуры в снопы не вязали. Подсохшие в, поле снопы доставлялись на глиняные утрамбованные токи. Первый обмолот у бедных крестьян был особенно долгожданным для изголодавшейся семьи.

Основным орудием обмолота у украинцев , как и у большинства европейских народов, был цеп ("ціп"). В разных районах Украины его размеры и название отдельных частей были различны. Держак, например, назывался на Закарпатье "ручник", "держано",бич назывался "бичук" - на Сумщине и Черниговщине, "билень на Винничине и Житомирщине, "биях", "ціпець" - на Закарпатье, "б"ях" - на Волыни я т.д.

Наиболее распространенным на Украине в 18-19 вв. был цеп с ременной связью (капици, увязь). Капица крепилась на биче, как правило неподвижно, рипица на держаке двигалась вокруг "узголовья". На Юге Украины применялась молотьба чаще деревянным или каменным катком ("гарман") с продольными ребрами, который волочили лошади. На Юге применялась также молотьба гоном ~ ногами домашних животных и молотильной доской ("чертка", "деканка").

При веянии зерно обычно подбрасывали лопатой на ветру.

Зимой веяли на лед, чтобы зерно было чистым. Мололи хлеб на ручных жорнах (беднейшее крестьянство) или на мельницах. В XIX в, на Украине были распространены преимущественно стержневые ветряные мельницы с 1, 6 или 8 крыльями ("раменами"), а на реках водяные ("млини"). В конце XIX в. появляются у богатых крестьян паровые мельницы.

В этот же период прежде всего У зажиточных крестьян а частично середняков, появляется и другая сельскохозяйственная техника фабричного производства: культиваторы, конные молотилки, сеялки, веялки и т.д. При этой модификация и усовершенствование сельскохозяйственных орудий и машин проходили в тесной связи с развитием традиционных орудий и использованием многовекового народного опыта. Примером народной переработки фабричных плугов может служить так называемый "беспередковый" полесский плуг. Он имел деревянную прямую или выгнутую грядиль, деревянную или железную подошву и железный лемех треугольной формы.

Из фабричных плугов наиболее приемлемым среди крестьян считались плуги Вржесинского и Васильчикова, культурный Ь I, Рязанского общества. Гене, "ОКС" и др. Выбор плуга во многой зависел от качества грунта. Например, пахота тучных черноземов с большим эффектом проводилась тяжелыми плугами. Распространение на Украине в конце XIX в. фабричных культиваторов (экстирпаторов, грубберов и др.), дорогих и малодоступных для широких крестьянских масс, содействовало усовершенствованию традиционного многозубого рала. Изготовленные в мастерских и сельских кузницах культиваторы, сконструированные на основе рала, пользовались большим спросом.

На Югe Украины покупные машины распространялись в большей мере. Здесь (проникновение капитализма в сельское хозяйство шло интенсивнее, чем в других районах Украины, особенно в Полесье и Карпатах, где пережитки феодально-крепостнических отношений были особенно сильны. Однако и здесь бедняцкая часть крестьянства продолжала пользоваться в значительной мере примитивными сельскохозяйственными орудиями.

Итак, в XIX - начале XX вв., несмотря на ряд технологических нововведений я внедрение более совершенных земледельческих

машин, качественных изменений сельскохозяйственной техники у основной массы украинского крестьянства не произошло, вследствие сохранения значительных пережитков феодализма - малоземелье, отработки, тяжелые налоги и подати.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции национализация земли и другие социально-экономические преобразования оказали решающее влияние на подъем сельскохозяйственного производства, развитие и усовершенствование сельскохозяйственной техники. Процессы эти ускорились после проведенной в стране коллективизации сельского хозяйства. Колхозы и совхозы стали центрами распространения передовой агротехнической культуры и новой сельскохозяйственной техники.

Большую роль в социалистическом преобразовании украинского села сыграли рабочие, которые постепенно передавали крестьянству знания и опыт овладения техникой. Крестьянская молодежь сама активно взялась за учебу, стремясь овладеть новой техникой. Среди колхозного крестьянства особенно почетной становится профессия механизатора.

Если при капитализме, а тем более в феодальный период, конструкция земледельческих орудий в значительной степени зависела от характера почвы, то в наше время созданы благоприятные возможности для вспашки самых тяжелых почв современной сельскохозяйственной техникой. Достижения советской агрономической науки обеспечили значительное повышение качества почв даже в ранее малопригодных для земледелия районах.

Колхозный строй открыл путь к ведению хозяйства на основе достижений современной науки. Современное сельское хозяйство Украинской ССР многоотраслевое, его успехи определяются не только благоприятными природными и климатическими условиями республики, но и плановым развитием экономики.. В то же время сохраняется региональный аспект сельскохозяйственной специализации. Лесостепь - район, где в основном выращивают свеклу, озимую пшеницу, рожь, садовые культуры. Здесь развито птицеводство, полутонкорунное овцеводство. Южные и центральные районы специализируются на производстве товарного зерна (озимая пшеница, кукуруза). Важную роль здесь играют садоводство, выращивание бахчевых культур, винограда, животноводство и скотоводство. В Полесье развивается мясо-молочное животноводство, свиноводство.

Это основной район выращивания картофеля и льна-долгунца. В районах Карпат специализируется также на мясо-молочном животноводстве и разведении овец. В Закарпатье развиты садоводство и виноградарство. Несколько специализированных конных заводов Украинской ССР разводят лошадей, которые еще используются, в незначительно« количестве, в сельской хозяйстве. Наиболее распространены породы лошадей - рысистая, орловская, рысистая российская, буденовская, донская, тяжеловозы и т.д.

На Украине многие хозяйства специализируются на выращивании технических культур, сырья для парфюмерии. В колхозах и совхозах продолжает развиваться и такая высокодоходная отрасль хозяйства, как пчеловодство. На Юге культивируется новая для Украины отрасль хозяйства - шелководство.

Значительно развито рыболовство, особенно в искусственных морях - водохранилищах. На промышленную основу поставлено разведение пушного зверя. Проводятся крупные мероприятия по охране окружающей среды и животного мира. На Украине создана целая сеть заповедников - Аскания-Нова (Херсонская обл.), Хомутовская Степь (Сумская обл.). Каменная Могила (Запорожская обл.), Черногорский (Закарпатская, Львовская и Иввно-Франковская обл.), Велико-Анадольский лес, Стрилецкая степь (Донецкая обл.), Крымский государственный заповедник им.Куйбышева и др. Создано несколько дендрариев: Александрия (Киевская обл.), Софиевка (Черкасская обл.), Конча-Заспа (Киевская обл.), Конотопское (Сумская обл.), Печенеги (Киевская обл.), Диканкское(Полтавская обл.), Тростянецкий (Черниговская обл.) и др.

В Восточной Европе расположено Украинское государство. Эта страна граничит с Белоруссией, Польшей, Словакией, Венгрией, Румынией, Молдавией и Россией. Имеет выход к Черному и Азовскому морям.

В древние времена нынешние украинцы назывались малороссы и русины. Украинская народность берет свое начало у восточных славян. Украинцы живут в основном на своих территориях. Но в некоторых странах все же можно встретить представителей этой народности: В России, США, Канаде и других государствах.

Полещуки, бойки, гуцулы, лемки - все эти этнографические группы относятся к украинской народности.

Народы, населяющие Украину


На сегодняшний день основным населением Украины являются сами украинцы и русские. Также на украинских территориях проживают белорусы, молдаване, татары, болгары, венгры, румыны и поляки.

Кроме этого, некоторые украинцы проживают на иностранных территориях: в Канаде, Казахстане, Молдавии, Румынии, Бразилии, Аргентине и Австралии.

Украинскую народность также составляют зарубежные русины - словаки, сербы, американцы и канадцы. Также на Украине проживает много гуцулов.

Современная Украина долгое время включала в себя славяноязычные и ираноязычные народы. Постепенно иранцы были выселены турками. Также некоторое время тут жили и германцы. Но дольше всех на украинских землях прожили греки, армяне и евреи.

В советские времена состав населения Украины несколько изменился - евреи, поляки, немцы, татары начали покидать территории Украины, и в это же время туда начал переезжать русский народ.

Этническая структура Украины менялась под воздействием как внешних, так и внутренних факторов - вероисповедание, различия в уровнях жизни, исторических событий и внешней политики.

Культура и быт Украины

Украинская жизнь полна красочности и религиозности. Туристы всегда восхищались красотами природы этих мест и характером народа.

Главной особенностью украинской народности является любовь к труду и сельскому хозяйству. Эта черта появилась еще в древние времена, ведь украинский народ всегда зависел от сельскохозяйственного года.

То, что во многих странах является традицией или обычаем, для украинцев обыденность и повседневность. Например, народные песнопения. Людям просто необходимо развлекать себя, работая на полях.

Если говорить о национальной одежде, то мужской наряд не сравнится в яркости и красоте с женским. Красивая сорочка с вышивкой подпоясывается поясом-кромкой. Поверх этого надевается бархатная или шелковая корсетка и вышитый фартук. Одежда украшается разноцветными лентами, придающими особую красочность наряду. Головной убор имеет особое значение - незамужние женщины носили цветочный венок, замужние - высокий очипок, прикрывающий волосы.

Мужской костюм выглядит намного проще женского: длинная рубаха, шаровары, безрукавка и длинный пояс.

Семья на Украине имеет большое значение. Поэтому украинцу соблюдают все правила бракосочетания и семейной жизни.

Традиции и обычаи в Украине

Украинцы всегда чтили и уважали традиции своих предков. И даже после принятия христианства, они смогли соединить свое прошлое с настоящим.

Говоря о религиозных традициях, стоит отметить Рождество, Масленицу, Пасху, Троицу и Ивана Купала.

Рождество на Украине начинается с празднования Святвечера 6 января. В этот день люди готовят кутю и узвар. А на Рождество каждая семья накрывает праздничный стол, переполненный мясными блюдами.

Одним из Рождественских обычаев являются колядки. Колядники ходят по домам и собирают подарки и гостинцы. Они распределяют между собой роли - береза, латковой, казначей, хлебоноша, звездарь, танцор и т.п.

Масленица является еще дохристианским праздником. Он проводится в честь окончания зимы и наступления теплых дней. Сегодня этот праздник проводится за неделю до Великого поста. Как правило, в эти дни люди готовят блины с различными начинками, угощают друг друга, сжигая чучело Зимы.

Пасхальный обычай - красить куриные яйца и печь куличи. Люди встречают друг друга словами: "Христос Воскрес!", а в ответ слышат: "Воистину воскрес!".

Праздник Троицы отмечается 3 дня. Зеленое воскресенье - это день, когда девушки проводят обряды гаданий. Считается, что в этот день предсказания сбываются. Клетчатый понедельник - день освящения полей от пожаров, града и неурожая. Третий день - Богодухов день. В этот день девушки проводят различные игры.

Праздник Ивана Купала славится своей мистикой. Говорят, что в этот день можно услышать разговоры нечисти. А если искупаться в источнике или выпить росы, то с человека смывается весь негатив.

1.Перечислите этапы европейской средневековой истории, назовите их хронологические рамки. Что нового в жизни общества появилось на каждом из них?
2.Назовите наиболее крупные средневековые государства в странах Азии, Америки и Африки.В чем состояли особенности Средневековья в этих странах?
3.Перечислите империи эпохи Средневековья. Какие из них сохранились к концу 15 века?
4.Каков был вклад арабской исламской цивилизации в историю и культуру средневекового мира?
5.Что такое сословное общество? Каковы были положение и обязанности каждого сословия в средневековом обществе?
6.Как вы считаете, разъединение или сплачивало средневековое общество сословное деление?
7. Какие объединения создавали люди одного сословия или рода занятий в средневековой Европе?Почему люди нуждались в таких объединениях?
8.В каких областях жизни в эпоху Средневековья особенно важную роль играли города? Почему?
9. В чем состояли влияние церкви на жизни средневекового человека?
Изменялось ли положение католической церкви в Европе в течение Средневековья?
10. Как вы считаете, какие новые учения, события, люди позднего Средневековья приблизили Новое временя?
11. Многие учёные называют современный мир прямым наследником Средневековья. Какие фактами можно доказать эту точку зрения?

Запишите понятия: 1. Общность людей, которых объединяет самоназвание, язык общения, образ жизни, обычаи. 2. Одна из религий Востока,

мусульманство.

3. Ступень развития общества, следующая после первобытного строя.

4. Религия, основателем которой был <<просветлённый>> индийский принц.

5. Большая общность людей со своими традициями и особенностями в хозяйстве, культуре и т.д.

6. Замкнутые группы индийского общества, объеденяющие людей по происхождению и роду занятий.

7. Религия, признающая богов Брахму, Вишну, Шиву и тысячи других.

8. Зависимая территория, находящаяся под властью метрополии.

Помогите решить

Вариант 1

А) воссоединение Украины с Россией;

Б) поход Лжедмитрия на Москву;

В) указ об «урочных летах», начало сыска крестьян.

А) С. Жолкевского;

Б) Сигизмунда III;

В) Лжедмитрия I.

А) политика католицизма, проводимая Лжедмитрием I;

Б) необходимость исправления религиозных книг;

В) закрепощение крестьян.

4. Укажите имя землепроходца открывшего в 1648 г. пролив, отделяющий Азию от Америки:

А) Семен Дежнев;

Б) Ерофей Хабаров;

В) Симон Ушаков.

5. Бессрочный сыск беглых крестьян бы узаконен:

А) в 1592 г.;

Б) в 1649 г.;

В) в 1653 г.

6. Первый железоделательный завод в России был построен в годы царствования:

А) Василия Шуйского;

Б) Михаила Федоровича;

Г) Алексея Михайловича.

7. Отметьте черту, характеризующую экономическое развитие России в ХVII в.:

А) полное господство натурального хозяйства;

Б) создание мануфактур;

В) широкое распространение подсечно-огневой системы земледелия.

8. В 1687 и 1689 гг. русские войска участвовали в двух походах против Крымского ханства под руководством:

А) Д. Пожарского;

Б) Б.Хмельницкого;

В) В.Голицына.

9. Яркой иллюстрацией нарышкинского барроко является церковь:

А) Покрова в Филях в Москве;

Б) церковь Ильи Пророка в Ярославле;

В) церковь Рождества Богородицы в Путинках в Москве.

10. О ком идет речь. Бывший холоп князя Телятевского бежал на Дон и стал вольным человеком. В одном из казачьих походов попал в плен к туркам, бежал в Италию, жил в Венеции. В 1606 г. вернулся в Россию. Называл себя воеводой «чудесным образом спасшегося царевича Дмитрия». Несколько раз одержал победы над правительственными войсками. Был разбит при осаде Москвы в 1606 г. В 1607 г. возле Тулы вынужден был сдаться правительственным войскам. В 1608 г. был убит.

11. Дайте определение – мануфактура, черносошенные крестьяне, быдло.

Вариант 2

1. Расположите в хронологическом порядке:

А) Соборное уложение;

Б) Медный бунт в Москве;

В) Смоленская война.

2. Укажите имя патриарха, инициатора проведения церковной реформы:

А) Никон;

Б) Аввакум;

В) Филарет.

3. Определите причину церковного раскола:

А) изменение части догматов и порядка богослужения;

Б) создание религиозных сект;

В) прекращение созыва Земских соборов.

4. В 1654-1667 г.г. Россия воевала с:

А) Швецией;

Б) Польшей;

В) Турцией.

5. Восстание, вызванное выпуском медных денег и вследствие этого ростом дороговизны, произошло:

А) в 1662 г.;

Б) в 1648 г.;

В) в 1668 г.

6. Отметьте причину, по которой многие люди вступали в армию Степана Разина:

А) он платил деньги;

Б) он раздавал земли;

В) каждого участника выступления он объявлял свободным человеком.

7. Укажите выдающегося мастера живописи в 17 веке, автора произведения «Спас Нерукотворный»:

А) Симеон Полоцкий;

Б) Симон Ушаков;

В) Андрей Рублев.

8. Ямской приказ отвечал за:

А) быструю доставку почты;

Б) сбор налогов;

В) царскую казну.

9. В 17 веке церковь запрещала вступать в брак девушкам моложе:

10. О ком идет речь. Гетман, возглавивший освободительную борьбу украинского народа против Польши.

11. Дайте определение – голытьба, владельческие крестьяне, бобыль.

Вариант 3

1. Расположите в хронологическом порядке:

А) царствование Алексея Михайловича;

Б) восстание под предводительством Степана Разина;

В) городские восстания в России.

2. Укажите черту, характеризующую понятие «мануфактура»:

А) мелкое ручное производство;

Б) мастер – хозяин, подмастерье и ученики – работники;

В) крупное машинное производство.

3. Укажите имя противника церковной реформы, главу старообрядцев:

А) Никон;

Б) Аввакум;

В) Макарий.

4. Причиной восстания 1648 г. было:

А) попытка ввести новый налог на соль;

Б) выпуск медных денег;

В) введение бессрочного сыска беглых крестьян.

5. Укажите хронологические рамки восстания под предводительством Степана Разина:

Б) 1654 – 1667;

В) 1667 – 1671.

6. Главным развлечением царя было:

Б) соколиная или псовая охота;

В) кулачные бои.

7. Расширение территории Российского государства за счет присоединения Запорожской Сечи происходит:

А) в конце XVI в.;

Б) в первой половине XVII в.;

В) во второй половине XVII в.

8. Землепроходец, по имени и отчеству которого названы поселок и железнодорожная станция, а по фамилии – город:

А) Ерофей Павлович Хабаров;

Б) Степан Тимофеевич Разин;

В) Семен Иванович Дежнев.

9. В XVII веке появился новый литературный жанр:

А) былина;

Б) «житие»;

В) сатирическая повесть.

10. О ком идет речь. Родился в зажиточной казацкой семье в станице Зимовейской на Дону. Обладал не только большой физической силой, но и неординарным умом и силой воли. Незаурядные качества военного руководителя проявились у него во время походов против крымских татар и турок. Дипломатический опыт получил в ходе переговоров с калмыками, а затем и с персами.

11. Дайте определение – промышленник, крепостничество, гетман.

Не раз страдала муками политического самоопределения. В середине XVII века она, как и сегодня, металась между Западом и Востоком, постоянно меняя вектор развития. Неплохо было бы напомнить, чего стоила государству и народу Украины такая политика. Итак, Украина, XVII век.

Зачем Хмельницкому был нужен союз с Москвой?

В 1648 году Богдан Хмельницкий трижды разбил посланные против него польские войска: под Желтыми Водами, под Корсунем и под Пилявцами. По мере того, как разгоралась война и все более значимыми становились воинские победы, менялась и конечная цель борьбы. Начавший войну требованием ограниченной казачьей автономии в Надднепровщине, Хмельницкий уже воевал за освобождение от польской неволи всего украинского народа, и мечты о создании на освобожденной от поляков территории независимого украинского государства уже не казались чем-то несбыточным.

Поражение под Берестечком в 1651 году немного отрезвило Хмельницкого. Он осознал, что Украина еще слаба, в одиночку в войне с Польшей может и не устоять. Гетман начал искать союзника, а точнее, покровителя. Выбор Москвы как «старшего брата» вовсе не был предопределен. Хмельницкий вместе со старшинами всерьез рассматривали варианты стать союзником крымского хана, вассалом турецкого султана или вернуться в состав Речи Посполитой на правах конфедеративной составляющей общего государства. Выбор, как мы уже знаем, был сделан в пользу московского царя Алексея Михайловича.

А была ли Москве нужна Украина?

В отличие от нынешней ситуации, Москва вовсе не стремилась завлечь Украину в свои объятья. Принять в подданство украинских сепаратистов означало автоматическое объявление войны Речи Посполитой. А Польша XVII века - это крупное по тем меркам европейское государство, включавшее в себя огромные территории, ныне входящие в состав прибалтийских республик, Беларуси и Украины. Польша оказывала влияние на европейскую политику: не прошло еще и 50 лет, как ее жолнеры взяли Москву и посадили в Кремле на престол своего ставленника.

А Московское царство XVII столетия - это не Российская империя начала XX века. Прибалтика, Украина, Кавказ, Средняя Азия - еще чужие территории, в присоединенной Сибири еще и конь не валялся. Еще живы люди, помнящие кошмар Смутного времени, когда на кону стояло само существование России как независимого государства. В общем, война обещала быть долгой, с неясным исходом.

Кроме того, Москва боролась со Швецией за выход на Балтику и рассчитывала на Польшу как на будущего союзника. Короче, кроме головной боли, принятие Украины под свою руку не обещало московскому царю абсолютно ничего. Первое письмо с просьбой принять Украину в подданство Хмельницкий направил царю Алексею Михайловичу в 1648 году, но в течение 6 лет царь и бояре на все письма украинского гетмана отвечали отказом. Созванный в 1651 году для принятия решения Земский собор высказался, как сказали бы сегодня, за территориальную целостность польского государства.

Ситуация меняется

После победы под Берестечком поляки пошли на Украину карательным походом. На стороне польской короны выступили крымцы. Горели села, поляки казнили участников недавних боев, татары собирали полон на продажу. В разоряемой Украине начался голод. Московский царь отменил таможенные пошлины на вывозимое в Украину зерно, но это ситуацию не спасало. Уцелевшие после польских казней, татарских набегов и голода селяне толпами уходили в Московию и Молдавию. Волынь, Галичина, Брацлавщина потеряли до 40% своего населения. Снова в Москву поехали послы Хмельницкого с просьбами о помощи и защите.

Под рукой московского царя

В такой обстановке 1 октября 1653 года Земский собор принял судьбоносное для Украины решение о принятии ее в подданство, а 23 октября объявил войну Польше. К концу 1655 года совместными усилиями от поляков была освобождена вся Украина и Галицкая Русь (чего галичане не могут простить России до сегодняшнего дня).

Взятая под государеву руку Украина не была оккупирована или просто присоединена. Держава сохраняла свое административное устройство, свое независимое от Москвы судопроизводство, выборность гетмана, полковников, старшин и городского управления, украинская шляхта и миряне сохраняли за собой все имущество, привилегии и вольности, пожалованные им польскими властями. Практически Украина входила в состав Московского государства на правах автономного образования. Жесткий запрет вводился только на внешнеполитическую деятельность.

Парад честолюбств

В 1657 году умер Богдан Хмельницкий, оставив своим преемникам огромнейшее по своим размерам государство с определенной степенью самостоятельности, огражденное от внешней интервенции украинско-московским договором. И чем занялись паны-полковники? Правильно, дележом власти. Избранный на Чигиринской раде 1657 года гетманом Иван Выговской пользовался поддержкой на правобережье, но не имел никакой поддержки среди населения левого берега. Причиной нелюбви была прозападная ориентация новоизбранного гетмана. (Ой, как это знакомо!) На левобережье вспыхнуло восстание, лидерами стали кошевой атаман Запорожской Сечи Яков Барабаш и полтавский полковник Мартын Пушкарь.

Проблемная Украина

Чтобы справиться с выступившей оппозицией, Выговской призвал на помощь… крымских татар! После подавления мятежа крымчаки стали носиться по всей Украине, собирая пленных для невольничьего рынка в Кафе (Феодосия). Рейтинг гетмана упал до нуля. В Москву зачастили в поисках правды обиженные Выговским старшины и полковники, привозя с собой , от которых у царя и бояр голова шла кругом: налоги не собираются, 60.000 золотых, которые Москва прислала на содержание реестровых казаков, пропали неизвестно куда (ничего не напоминает?), гетман рубит головы строптивым полковникам и сотникам.

Измена

Для наведения порядка царь отправил в Украину экспедиционный корпус под командованием князя Трубецкого, которое потерпело поражение под Конотопом от объединенного украинско-татарского войска. Вместе с известием о поражении в Москву приходит весть об открытой измене Выговского. Гетман заключил договор с Польшей, согласно которому Украина возвращается в лоно Речи Посполитой, а та взамен предоставляет войско для войны с Москвой и упрочения положения украинского гетмана. (Гадячский договор1658 г.) Известие, что Выговской еще присягнул и крымскому хану, в Москве уже никого не удивило.

Новый гетман, новый договор

Заключенный Выговским договор не нашел поддержки в народе (еще свежа была память о польских порядках), подавленный было мятеж вспыхнул с новой силой. Гетмана покидают последние сторонники. Под давлением «старшины» (руководящей верхушки) он отрекается от булавы. Чтобы погасить пламя гражданской войны, выбирают гетманом сына Богдана Хмельницкого Юрия, надеясь, что за сыном национального героя пойдут все. Юрий Хмельницкий едет в Москву просить помощи для обескровленной гражданской войной Украины.

В Москве делегацию встретили без восторга. Измена присягавших на верность царю гетмана и полковников, гибель войска конкретно портили атмосферу на переговорах. Согласно условиям нового договора, автономия Украины урезалась, в целях контроля за ситуацией в крупных городах размещались воинские гарнизоны из московских стрельцов.

Новая измена

В 1660 году из Киева выступил отряд под командованием боярина Шереметева. (Россия, объявив в 1654 году Польше войну, все никак не могла ее закончить.) Юрий Хмельницкий со своим войском спешит на помощь, но спешит так, что никуда не успевает. Под Слободищем он натыкается на польское коронное войско, от которого терпит поражение и… заключает с поляками новый договор. Украина возвращается в состав Польши (правда, ни о какой автономии речи уже не идет) и обязуется выставить войско для войны с Россией.

Не желающее ложиться под Польшу левобережье выбирает своего гетмана, Якова Сомка, который подымает казачьи полки на войну против Юрия Хмельницкого и шлет в Москву послов с просьбами о помощи.

Руїна(укр.) - полный развал, разруха

Можно продолжать и дальше. Но картина будет бесконечно повторяться: еще не единожды полковники будут подымать бунты за право обладания гетманской булавой, и не раз будут перебегать из одного лагеря в другой. Правобережье и левобережье, выбирая своих гетманов, будут бесконечно воевать друг против друга. В историю Украины этот период вошел как «Руïна». (Очень красноречиво!) Подписывая новые договоры (с Польшей, Крымом или Россией) гетманы каждый раз расплачивались за военную поддержку политическими, экономическими и территориальными уступками. В конце концов, от былой «незалежності» осталась одна память.

После измены гетмана Мазепы Петр уничтожил последние остатки самостоятельности Украины, а само дышащее на ладан гетманство было упразднено в 1781 году, когда на Малороссию было распространено общее положение о губерниях. Вот так бесславно закончились попытки украинской элиты сидеть на двух стульях одновременно (или попеременно). Стулья раздвинулись, Украина упала и разбилась на несколько рядовых российских губерний.

Проблема выбора

Справедливости ради стоит сказать, что для украинского народа проблемы выбора между Западом и Востоком никогда не существовало. Восторженно принимая каждый шаг сближения с Россией, селяне и рядовые казаки всегда резко отрицательно встречали все попытки своего панства переметнуться в стан ее врагов. Ни Выговской, ни Юрий Хмельницкий, ни Мазепа не смогли собрать под свои знамена действительно народную армию, как Богдан Хмельницкий.

Повторится ли история?

Как утверждают сведущие люди, история все время повторяется, и нет ничего под солнцем такого, чего не было бы раньше. Сегодняшняя ситуация в Украине до боли напоминает события более чем трехсотлетней давности, когда страна, как и сегодня, стояла перед нелегким выбором между Западом и Востоком. Чтобы предсказать, чем все может закончиться, достаточно вспомнить, чем все завершилось 350 лет назад. Хватит ли у нынешней украинской элиты мудрости не ввергать страну, подобно предшественникам, в хаос и анархию, за которой последует полная утрата самостоятельности?

Сліпий казав: «Побачим».

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то