Святые места: где в Татарстане исцеляются и христиане, и мусульмане? Фото и описание самых красивых мест татарстана Святые места в татарии

21 июля мусульмане Татарстана и России по традиции собрались на исторической земле Булгар – здесь прошел ежегодный съезд «Изге Болгар жыены». Снова, как и в предыдущие годы, здесь можно было наблюдать, как некоторые совершают обряды у древних камней – обходят по кругу, прикладывают руки и осыпают их монетами.

Имеют ли такие действия отношение к исламу, должен ли мусульманин их совершать? Как относиться к такому поведению людей? Имам-мухтасиб Приволжского и Вахитовского районов Казани, имам-хатыб Закабанной мечети Юсуф хазрат Давлетшин разъяснил для «Татар-информ» ситуацию с обрядами.

Юсуф хазрат назвал поднятую тему очень важной:

Земли Булгар – действительно, места, дорогие сердцу татарина, мусульманина, потому что это наша история. Именно здесь наши предки и наш народ, выбравшись из мрака язычества, вернулись к истинной вере. Слава Всевышнему, наши предки приняли ислам без принуждения, войн и кровопролития. В начале 90-х, когда к нам в Татарстан стали приезжать арабские и турецкие миссионеры, кое-кто из татар призывал отказаться от «этой арабо-турецкой религии». Но ислам сопровождает наш народ уже более тысячи лет, никакая советская идеология, никакие вожди не смогли заменить религию Всевышнего Аллаха. Все дела они совершали именем Аллаха, не оставляли пятикратный намаз. Поэтому, что касается традиций, обычаев, уклада жизни, то для нашего народа не может быть более древней и обоснованной традиции, чем учение религии ислам.

Да, земли Булгар – это наши корни, истоки. И хотя для каждого дороги те земли, где жили его предки, его родное село, большая ошибка – пытаться эти земли канонизировать, придать им некую сакральность. Ведь некоторые даже приравнивают посещение земли Булгар к совершению хаджа, придумывают отдельные обряды для этих земель. Это в корне неправильно. Потому что в исламе святыми могут быть только те вещи (места), назначенные самим Всевышним Аллахом. Конечно, естественное желание людей, чтобы его местность, село чем-то выделялись, были выше других. Приятно думать, что эти места священны. Вот и появляются «святые источники» близ деревень, места поклонения на могилах известных мусульманских религиозных деятелей. Тут же этим спешат воспользоваться местные руководители, коммерсанты.

Любой источник, вода, поступающая из недр земли – это щедрый дар Всевышнего Аллаха. Как-то Пророк под дождем оголил одно плечо и сказал: «Эти капли нам посылает наш Господь». Но это не стало поводом, чтобы назвать эту воду «святой» и придать ей качества, которые не даны ей Всевышним. И вода Зам-Зам, вытекающая из-под Каабы со времен пророка Ибрагима, не считалась бы святой, если бы о ее святости не упоминалось в Коране и хадисах.

Если бы сам Пророк не сказал, что «в воде Зам-Зам есть исцеление от болезней», было бы неправильно искать исцеление в этой воде. Умар ибн-Хаттаб, целуя Черный камень, говорил: «Если бы тебя не целовал Посланник Аллаха, я бы тоже не целовал. Потому что ты все равно всего лишь камень».

Поэтому не нужно искать счастья в камнях на земле Булгар. Ты кружишься вокруг этих камней, читаешь молитвы, гладишь их, засовываешь в разные щели монеты, а потом будешь ждать исцеления от болезней, спасения от бед – так ты впадаешь в большой грех, упаси Господь.

Мусульмане не должны забывать – именно на этих землях наши предки, освободившись от таких суеверий, как поклонение огню, солнцу, камням, вернулись на путь служения одному Всевышнему Аллаху. И мы не должны допустить, чтобы эти земли вновь стали местом возвращения к язычеству.

Булгар – дорогие душе татар и мусульман земли. Но истинные мусульмане не приемлют превращения их в места поклонения, приравнивания их хаджу. Это вызывает отторжение у правоверных мусульман, они начинают избегать эти земли. Именно по этой причине многие молодые мусульмане не желают сюда приезжать.

Так давайте уважать Булгар как наши исторические земли. Наш долг – оберегать эти места от совершения чуждых нашей религии поступков, различных бидаа – нововведений, языческих обычаев. Эта задача, в первую очередь, возлагается на организаторов этих мероприятий и представителей духовенства.


Ведь это неправильно, когда люди, вместо того, чтобы просить помощи у Всевышнего Аллаха, почему-то просят ее у каких-то камней, деревьев, которые и себя-то защитить не могут. Они забывают о Всевышнем Аллахе – Всеслышащем, Всевидящем, Всесильном – и говорят с неслышащими, невидящими и немощными камнями и деревьями.

Это же в уме не укладывается: сотни хомо сапиенс, собравшись на одной площади, пригласив телевидение, прессу, выводят не имеющих разума кроликов, свиней, черепах, осьминогов, и верят, что они предсказывают будущее. Потом через телевидение, интернет миллионы людей с благоговением смотрят на это. Воистину, если бы у этих животных был разум, и они поняли, по какой причине вокруг них собралось столько людей, они громко рассмеялись бы, или увидев, до чего опустились «разумные» существа, умерли бы со стыда.


Обсудить ()

Такая многонациональная и поликонфессиональная республика, как Татарстан в различных своих городах имеет замечательные образцы русского и восточного, татарского архитектурного искусства.

Казань

Мусульманские святыни

Естественно, главным религиозным сооружением не только Казани, но и всей республики является мечеть Кул Шариф. Эта настоящая жемчужина столицы Татарстана и белокаменного Кремля. Это одна из главных достопримечательностей Казани и одна из важных причин, чтобы посетить этот город.

Но кроме Кул Шарифа в старой части Казани находится еще несколько древних и замечательных мечетей. Среди них - мечеть Булгар, открытая в честь 1100-летнего юбилея принятия ислама в Поволжье.

Примечательна Голубая мечеть, возведенная в начале XX века, украшает собой целый спальный район. Деревянная мечеть «Казан Нуры» также освещает собой целый квартал города. Знаковым религиозным сооружением Казани является мечеть Марджани: она стала первой, открытой после запрета на исповедование ислама в Российской империи. Вслед за Марджани возвели Апанаевскую мечеть, которая в 70е годы XVIII века была Второй Соборной.

Двухэтажная мечеть Хузайфа Ибн Аль-Ямани была возведена на улице Фучика в 1997 году на средства благотворителей из Эмиратов. Можно отметить, что благотворительность - отличительная черта уроженцев Казани, которые потом на свои средства возводят различные социальные объекты.

Примерами такого меценатства являются мечеть Нурулла, отстроенная на средства купцов первой гильдии Юнусовых в середине XIX века, или Султановская мечеть на улице Тукая, основанная купцом первой гильдии Усманова в конце XIX века. Также на частные средства была построена Галеевская мечеть на рубеже XVII - XVIII веков (все расходы оплатил торговый человек ас-Сердави).

Некоторые из исламских религиозных святынь расположены у других важных и легендарных мест Казани, например - Закабанная мечеть, расположенная, как становится ясным из названия, у озера Кабан. Ее возведение и открытие были приурочены к тысячелетию принятия ислама в Среднем Поволжье.

Место, где возведена мечеть Иске-Таш также окружает легенда: здесь по преданию находилась братская могила воинов, защищавших город от русских во время захвата Казани Иваном IV Грозным. Ранее на то, что здесь находится безымянное кладбище, указывал лишь камень, который и назывался Иске-Таш. Полноценную мечеть построили лишь в начале XIX века. Меценатом, выделившим средства на постройку был торговый человек аль Маскарави.

В Новотатарской слободе, которую часто посещают туристы, находится мечеть с весьма ординарным названием, а точнее номером - №11. Как и многие другие городские мечети, эту, расположенную на улице Кзыл Татарстан, построил меценат аль-Уранбаши в начале XIX века.

Православные святыни

Главной православной святынью Казани и всей России является храм Казанской Божьей матери, в которой хранится одна из самых почитаемых икон в православии, не раз в трудные моменты истории дававшая силы и веру народу страны. В Казани также в одноименном соборе находится и икона Николая Чудотворца.

Не менее красивым и значимым собором города является Петропавловский храм, который властно возвышается над городом и хорошо виден туристам и жителям города.

Богоявленский собор - один из главных символов столицы Татарстана, и находится на главной улице города - Баумана.

Благовещенский собор, находящийся в Казанском Кремле - древнейшая из русских построек в современном городе. Его поставили буквально за несколько дней, по приказу Ивана Грозного, покорившего Казань.

Единственная православная церковь, которая с момента своего основания в конце XVIII века ни разу не прекращала своей жизни, даже в трудные годы советской власти - это храм Ярославских Чудотворцев, что на Арском кладбище. Пятницкая церковь напротив, была местом страшных страниц в истории страны: здесь была тюрьма, проводились пытки и казни. Она в прямом смысле стоит на костях.

Храм в честь великомученицы Варвары по преданию связан с кровавыми годами Пугачевщины. Казань сильно пострадала от бесчинства казаков Емельяна Пугачева, а по окончании восстания казаков и рабочего люда в память о невинно убиенных или замученных казанцах поставили храм в честь Варвары - молитвенницы за всех тех, кто умер внезапно или насильственно.

Самым крупным православным центром на территории столицы республики Татарстан является приход имени преподобного старца Серафима Саровского. Кроме собственно храмов здесь работает воскресная школа, открыта православная библиотека, доступны для всех желающих различные кружки, проводятся образовательные религиозные семинары.

Один из самых почитаемых святых в республике - Сергий Радонежский неоднократно являлся в видениях жителям Казани, и лишь в XX веке в его честь была построена небольшая церковь в Кировском районе города.

Неподалеку от Казани, в небольших селениях также находятся некоторые важные религиозные святыни республики.

Так, в селе Вознесение стоит храм в честь Тихвинской иконы Божьей матери. Ранее здесь пребывала и весьма известная икона «Всех скорбящих Радосте». В Борисоглебском церковь была основана еще в 1600 году, и названа в честь святых великомучеников Бориса и Глеба. Ее восстановили в 1888 году после страшного пожара, оставившего верующих без дорогой сердцу святыни.

В Казани находится еще несколько небольших, но от этого не менее замечательных храмов, церквей и мечетей, которые обязательно стоит посетить во время визита в столицу республики Татарстан. И они относятся не только к христианской вере или исламу: например, в центре Казани стоит католический собор Воздвижения Святого Креста. Впрочем, есть множество святых мест и важных религиозных сооружений для православных и мусульман в других городах Татарстана.

Набережные Челны

Во втором по численности населения городе республики Татарстан из примечательных религиозных сооружений есть только мечети.

Мечеть Абузар открыта лишь в 1991 году не только как место для молитв, но и как медресе и исламский просветительский центр.

Мечеть Табуэ была построена на пожертвования верующих, спонсорские и меценатские средства.

Елабуга

Православные святыни

В этом городе напротив - несколько больше православных храмов, главным из которых можно назвать кафедральный собор во имя Спаса Нерукотворного - крупнейшее сооружение подобного рода не только в Елабуге но и всем Прикамье. Его строительство велось на деньги местных промышленников, которые не жалели средств на строительство храмов.

Никольская церковь также была возведена на подаяния и пожертвования жителей, в тот момент, когда несколько храмов совсем обветшало и пришлось возводить новую церковь. Самым же старым православным храмом в восточной части республики может считаться Покровский собор.

Мусульманские мечети

В Елабуге только одна крупная мечеть - Жамиг, но при этом она расположена на самой высокой точке города, и включает в себя целый комплекс помещений и сооружений, направленных на комфортное пребывание верующих и паломников в мечети.

Нижнекамск

Соборную мечеть в городе строили довольно долго, 7 лет, но зато она получилась очень красивой, и являет собой образец многоминаретной мечети - стиля в восточном зодчестве, который был ранее утерян.

Альметьевск

Поскольку этот город - центр республиканской нефтедобычи, то главные сооружения в Альметьевске так или иначе связаны с нефтяниками. Один из руководителей компании «Татнефть» построил для города мечеть, за что благодарные горожане назвали ее в честь благодетеля - Р. Галеева.

Но самой первой мечетью в Альметьевске, дошедшей до нашего времени является Вторая Соборная мечеть - она основана в конце XIX века.

Зеленодольск

Город Зеленодольск расположен на границе между Татарстаном и Нижегородской области, поэтому жители города могут позволить себе побывать в Макарьево-Желтоводском монастыре, но в самом городе есть замечательная мечеть, которую отличает оригинальное расположение минарета и оформлением в довольно романтичном стиле.

Чистополь

Местная соборная мечеть - уже не первая на одном месте в Чистополе: до современного сооружения, основанного в середине XIX века. Ее строили (по уже сложившейся доброй традиции в Татарстане) на средства купца Ч. Якупова.

Казань Weekend Tour

Туристическая компания «Weekend Tour Казань» предложит Вам тур в Казань , и многие другие туры с экскурсиями в Казань и Татарстану. Вернётесь из путешествия переполненными положительных эмоций, ярких незабываемых впечатлений!

Наша компания с удовольствием организует многие другие туры и экскурсии, потому что нам очень важно, чтобы отдых был приятен и незабываем для вас и ваших близких!

Сайт Russia Beyond The Headlines (международный издательский проект «Российской газеты», включающий ежемесячные информационные приложения о России на иностранных языках внутри ведущих мировых СМИ - прим. ) предоставил список мавзолеев, святых источников, древних захоронений, легендарных памятников и других мусульманских священных мест в России.

Наибольшая концентрация священных мусульманских мест России находится в Башкирии и Татарстане. Эти места имеют хорошо сохранившиеся реликвии средневековой Золотой Орды, которая распространила ислам среди местных жителей. Исламские республики Северного Кавказа также являются важными направлениями мусульманского паломничества.

Ингушетия. Мавзолей Борга-Каш времен Золотой Орды

Историки до сих пор расходятся во мнениях относительно того, как и почему был построен этот мавзолей. Некоторые ученые утверждают, что этот объект был возведен над могилой возлюбленного. Другие настаивают на том, что это место последнего упокоения арабского шейха. Легенда гласит, что, когда шейх почувствовал приближение своей смерти, он вышел в открытую степь на верблюде. Он освободил верблюда, а затем решил построить мавзолей на месте, где остановился верблюд. Современные исследователи считают, что мавзолей принадлежал местному правителю, который правил от имени тюркского хана Узбека.

600-летний мавзолей является важным местом национального наследия. До сих пор на здании мавзолея сохранились надписи на арабском языке. По некоторым данным, под каменным строением мавзолея есть несколько деревянных гробов, которые являются братской могилой.

Дагестан. Мавзолей Тути-бике

Дагестанский город Дербент считается одним из старейших населенных пунктов. В нем находятся два священных места, особенно почитаемы мусульманами на Северном Кавказе: мавзолей Tути-бике и Кырхляр. Мавзолей был возведен в 1787-1788 ханом Дербентом и Куба, Фет-Али-ханом в честь его жены и соправителя Дербента, Tути-бике. Легенда гласит, что Tути-бике была очень мудрым и мужественным правителем; благодаря ей, Дербент стал победителем после девятимесячной осады.

В непосредственной близости от мавзолея находится Kырхляр ("сорок" на тюркском). Это место захоронения исламских мучеников. Саркофаги над могилами высечены из цельных каменных блоков. Легенда гласит, что Kырхляр является местом последнего упокоения 40 арабских полководцев, которые погибли во время борьбы за усиление влияния ислама на Северном Кавказе.

Древняя крепость Кала курайшитов расположена на высоте 1000 метров над уровнем моря. Это была первая крепость, построенная в рамках распространения ислама на Кавказе. Полагается, что крепость была основана в 7 веке н.э. потомками племени курайшитов. Кала курайшитов иногда называют Дагестанским Мачу-Пикчу; поселение выглядит как каменный лабиринт на склонах высокой горы.

Крепость Кала курайшитов является одной из старейших мечетей в России, которая была построена в 9 веке. Также здесь расположены древняя усыпальница и музей.

Чечня. Зиярат Кунта-Хаджи Кишиевa

В Чечне есть 59 святых захоронения, называемых зиярат. Наиболее почитаемый из них находится в селе Хаджи. В 19 веке деревня была местом рождения суфийского шейха Кунта-Хаджи Кишиева, чеченского святого и миссионера, проповедовавшего зикр ("поминания Аллаха"). Рядом с местом, где стоял дом Кишиева, есть святой источник, вода из которого обладает лечебными свойствами. Желающие также могут посетить могилу матери Кишиева. Она расположена неподалеку на горе Эртина, которую чеченцы считают священным местом.

Башкирия. Мавзолей Хусейн-Бека

В 40 км от Уфы, столицы Башкирии, расположены два хорошо сохранившихся древних мавзолея, построенных еще в 12-м и 14-м веках. Один из них находится на кладбище Акзират. Легенда гласит, что мавзолей был построен в 14 веке для Хаджи-Хусейн-бека, первого имама на территории современной Башкирии. Приказ построить мавзолей был дан Тамерланом (Тимур), завоевателем Средней Азии и основатель великой империи Тимуридов, чья столица находилась в Самарканде.

Недалеко от мавзолея есть несколько надгробий с надписями на арабском языке. Считается, что так были отмечены полководцы Тамерлана. Мавзолей Хусейн-Бека считается одним из самых священных мусульманских мест в России. Всего в 10 км от этого места находится еще один древний мавзолей - могила Турухана. По мнению некоторых историков, он был потомком великого Чингисхана, основателя и правителя Монгольской империи. По мнению историков, Турухан, как Хусейн-бек, был просвещенным мусульманский правителем.

Еще одним важным местом для посещения в Башкирии является источник Аулия ("святой" с башкирского). Он расположен на горе Aуштау на Южном Урале. Считается, что источник, обладает целебными свойствами, течет чуть более 30 дней в конце мая и начале июня, собирая десятки тысяч людей каждый год. Люди купаются в нем весной и пьют священную воду, которая, по их мнению, может избавить от камней в почках, а также лечить респираторные болезни и заболеваниях желудка. Весной вода источника, как говорят, приобретает свои целебные свойства только после 15 мая.

Поднятие на гору Ауштау состоит из двух этапов: первый заключается в достижении священного источника, второй - поднятие на вершину горы. На вершине горы находятся три могилы, в которых по легенде, хранятся останки трех исламских миссионеров из города Ош, убитых в 13-м веке местными жителями. После покаяния эти же местные жители похоронили шейха Мухаммада Рамазан аль-Уш и его спутников на вершине горы, на склонах которой появился священный источник.

Татарстан. Великий Булгар

На берегах реки Волги, около в 140 км от столицы Татарстана Казани, находятся развалины легендарного древнего города Великого Булгара. Булгар был одним из величайших городов средневековья. Сейчас он является важным местом поклонения мусульман России. Помимо древних руин, от Великой Булгарии осталось село Болгары и стены большой мечети с минаретом 13-го века. Через дорогу от входа в мечеть расположен хорошо сохранившийся Северный Мавзолей. К востоку от мечети находится Восточный мавзолей.

Белая мечеть расположена недалеко от въезда в Болгар, у Южных ворот болгарского музея-заповедника. Образцом для строительства мечети послужили лучшие произведения мировой исламской архитектуры. Архитектурный комплекс представляет собой здание самой мечети, резиденции муфтия и медресе и окружающие молельную площадь. В дальнейшем мечеть предполагается окружить фруктовым садом с цветниками и озером.

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то