Горнолыжные курорты ФранцииВаль д'Изер (Val d'Isere). Валь д’Изер горнолыжный курорт Личный опыт путешествий. Отзывы о курорте

Горнолыжные курорты Франции
Валь д"Изер (Val d"Isere)

Валь д"Изер: о курорте

Валь д"Изер - один из лучших горнолыжных курортов Франции, вместе с соседним Тинем входит в обширную зону Espace Killy, названную в честь местного жителя и олимпийского чемпиона Жана-Клода Килли.

Валь д"Изер за время своего существования превратился из обычной савойской деревушки в роскошный курорт, его архитектурный облик признан одним из самых удачных среди альпийских курортов Франции. Шале с двускатной крышей, сочетающие дерево и необработанный камень, центральная улица с магазинами, ресторанами и отелями – Валь д`Изер стремится стать одним из лучших курортов Франции, и это у него получается. Центральная часть деревни вокруг средневековой колокольни является пешеходной зоной. Большинство отелей расположены недалеко от подъемников, и ski in/out на этом курорте - скорее правило, чем исключение. Шале и апартаменты, как правило, находятся несколько выше, от них можно просто съехать на лыжах к подъемнику, однако, обратно придется идти в гору.

Плюсы:
+ Большая зона катания с гарантированным снегом.
+ Достаточно современные подъемники.
+ Хорошие возможности для сноубординга и фрирайда.
+ Разнообразные варианты размещения, достаточный выбор шале и отелей высокого класса.
+ Приятная атмосфера курорта.

Минусы:
– Ограниченное число трасс для начинающих и детей.
– Сложность некоторых трасс занижена.
– Высокий уровень цен.
– Вниз к курорту ведут в основном сложные трассы, катание “до дверей” не всегда возможно.

Валь д"Изер: как добраться

Ближайшие международные аэропорты – Женева (220 км, 3 часа на машине), Шамбери (140 км, около 2 ч на машине).
Ближайшая железнодорожная станция – Бур-Сен-Морис (Bourg St.Maurice), 30 км. На поезде до Бур-Сен-Морис можно добраться от всех крупных городов Франции. Также в Валь д`Изер можно доехать из Турина (ок.2,5 ч) и Милана (ок. 4 ч).

Внимание! Перевалы Petit St Bernard, Iseran и Mont Cenis зимой закрыты.


Валь д"Изер: трассы и факты

Зона катания – 1550–3456 м (Эспасс Килли).
Общая протяженность трасс – более 300 км (Эспасс Килли).
Синие – 35%, красные – 45%, черные – 20% (Эспасс Килли).
Сезон: конец ноября - начало мая

Валь д"Изер: ски-пассы

Скипасс на 1 день:
Для взрослых – 57 евро, для детей 5-13 лет – 46 евро

Валь д"Изер: горные лыжи и фрирайд

Трассы Валь д"Изера известны своим разнообразием, многие трассы достаточно сложны. Перепад высот достигает 1300 м (без учета трасс соседнего Тиня)

Поклонники Валь д"Изера считают его несомненным лидером не только по части сложных и интересных трасс (максимальный уклон черной трассы Face – 63%) , но и одним из лучших мест в Европе для фрирайда. И действительно, помимо многократной (из-за двух ледников, экспозиции склонов и микроклимата) гарантии снега Валь д"Изеру есть, что предложить экспертам и любителям целины.

На окрестных склонах существует огромное количество маршрутов для внетрассового катания. Чтобы исследовать возможности off-piste и не пропустить самые интересные маршруты, рекомендуется нанять гида. Для сильных лыжников будет весьма интересен захватывающий дневной маршрут к деревушке Бонневаль-сюр-Арк (Bonneval sur Arc). От ледника Pissaillas ведут внетрассовые маршруты разной сложности, например, через ущелье Gorges de Malpasse можно спуститься к деревне Пон Сен-Шарль (Pont St.Charles) и затем вернуться в Форнэ по трассе для беговых лыж. Это достаточно сложный маршрут, особенно когда снег жесткий, рекомендуется сопровождение гида.

Склоны Валь-д"Изера поделены на три основных сектора: Бельвард (Bellvarde, 2770 м), Солез (Solaise, 2560 м) и Коль-де-л’Изеран (Col de l"Iseran, 2765 м), выше – ледник Pissaillas, 3300 м. Легендарная черная трасса курорта с впечатляющим уклоном и местами больше похожая на трассу для могула – Face ведет к Валь-д"Изеру. Среди других интересных трасс – ОK (Oreiler-Killy) – длинная, местами достаточно сложная.

От Бельварда расходятся множество длинных красных и коротких синих и даже зеленых трасс в сторону Тиня. Сектор Col de l"Iseran с несложными синими и зелеными трассами подойдет для начинающих. Подняться сюда удобнее по канатной дороге (кабине) из Форнэ, куда можно доехать на ski-bus. Собственные трассы Форнэ – красные и синие, есть одна черная, местами проходящая по лесу. Часть нижних трасс сектора Cолез (ближайшие к Валь-д"Изеру) также проходят через лес, верхние участки – открытые и солнечные.

Учебные склоны расположены на окраине Валь д"Изера, обслуживаются короткими бугельными подъемниками. Для сноубордистов в разных секторах есть сноу-парки и трамплины, трассы преимущественно проложены через лес, есть трасса бордер-кросса. Но трассы соседнего Тиня лучше подходят любителям сноуборда, так как порой в Валь д"Изере можно застрять на пологих участках или в лесу.

Валь д"Изер: рестораны и бары

На курорте много ресторанов с традиционной французской и савойской кухней, также можно найти заведения с эльзасской, итальянской, американской, мексиканской и европейской кухней.

La Grande Ourse – один из лучших ресторанов курорта, еще несколько достойных мест сосредоточены в четырехзвездочных отелях курорта. Le Blizzard в одноименном отеле отличается атмосферой и хорошими блюдами. La Taverne d"Alsace – традиционная французская кухня по приемелемым ценам. Рестораны в стильном Hotel L"Aigle des Neiges предлагают всевозможные варианты блюд в нескольких ценовых диапазонах.

Не стоит обходить стороной и высокогорные рестораны, различные бары и piano-бары. На популярном у англичан курорте не обошлось без пабов, правда, цены растут из года в год. На центральной улице и в более отдаленных уголках круорта можно поисдеть в интернет-кафе, зайти в бридж-клуб или зависнуть до утра в одном из ночных клубов.

На курорте есть спортивный комплекс с площадками для тенниса и сквоша, катком, бассейнами, сауной и фитнес-центром, ночные клубы, 2 кинотеатра, более 100 магазинов. Полеты на параплане и на дельтаплане, катание на снегоходах и собачьих упряжках дополнят отдых на лыжах.

После катания: велнес и прочее

В Валь-д’Изере гостям также предлагаются прогулки на снегоступах, катание на собачьих упряжках, скалолазание, парапланеризм, санки, снегокаты. Во многих хороших отелях есть спа и крытые бассейны. На курорте работают катки на естественном и искусственном льду, керлинг, расчищено 13 км для пеших прогулок. С детьми. Анимационные программы в высокий сезон, работает детский лыжный сад от 3 до 8 лет, школа катания – обучение малышей с 2,5 лет. С детьми можно покататься на санках по километровой трассе, несколько раз в неделю с 17.00 открыто ночное катание. Все пятизвездочные отели и большинство отелей 4* предлагают велнес-комплексы, чаще всего - с собственными бассейнами.

Валь д"Изер: отели и шале

Для тех, кто ищет более демократичные варианты размещения, вокруг Валь-д"Изера построены несколько «пригородов». Не слишком уютный поселок Ля Дай (La Daille) с вездесущими безликими многоэтажками, более приятный (но неблизкий) Форнэ (Le Fornet) или удобный для фанатов катания Ле Лезинан (Le Laisinant) – ощутимо дешевле размещения в центре курорта. В целом же, отправляясь в Валь д"Изер, стоит быть готовым к достаточно высокому уровню цен.

Склоны Валь д"Изера включают три основные области: Бельвард, Солейс и Коль-де-Лизеран. На Бельварде проходит трасса, где проводятся соревнования Кубка мира. Отличная черная трасса "Face" имеет весьма разнообразный рельеф. Область Коль-де-Лизеран включает в себя ледник с возможностью катания на высотах до 3300 м. Там проходят, в основном, несложные трассы, однако добираться на ледник придется довольно долго. Для любителей внетрассового катания можно порекомендовать спуск по Коль Пер к истоку Изера и затем по узкому и красивому ущелью Дю Мальпассе над руслом Изера, прикрытого снежным панцирем, в деревушку Форнет. Наиболее интересные, в спортивном отношении, трассы на Бельварде. Самая длинная трасса - 5 км ("Verte"). Имейте ввиду, что сложность некоторых трасс занижена. Для сноубордистов открыт сноупарк с хаф-пайпом. В определенные даты (подробная информация - в пунктах продажи абонементов) ски-пасс Espace Killy на срок 6 дней и более дает возможность кататься по одному дню в Ля-Плянь - Лез Арк, в Трех долинах, Вальмореле. Все владельцы ски-пассов на 7 и более дней могут бесплатно посещать бассейн курорта.

Валь д’Изер (Val d’Isere) – колоритный французский горнолыжный регион. Это место уникально своей старосавойской архитектурой и планировкой.

При этом курорт – современный и развитый, расплескивающий добродушие и гостеприимство альпийских жителей.

Параметры Валь д’Изер соответствуют высоким мировым стандартам. Поэтому это место известно среди туристов как источник спортивного развлечения и семейного отдыха.

Расположение курорта Val d’Isere

Курорт лежит в роскошной долине «Эспас Килли», высота которой около 1 850 м над уровнем моря. До соседки — Италии отсюда 5 км.
Валь д’Изер располагается между двумя интересными местами: «Вануаз» (национальный французский парк) и «Гранд Парадисе» (итальянский парк).

Интересно знать! Валь д’Изер часто объединяют с другим близлежащим курортом – «Тинь», называя их «Пространством Килли».

Сезон катания

Горнолыжный период на курорте запускается с первых чисел декабря и протекает до апреля.

Климат – очень мягкий. Средние низкие температуры не опускаются ниже -5°С зимой.

Характеристики курорта

  • Область катания – 300 га;
  • Средний перепад высот — 1900 м;
  • Число трасс – 135;
  • Суммарная протяженность трасс – около 300 км;
  • Доля трасс для новичков- 15%;
  • Доля синих трасс (средняя сложность) — 45%;
  • Доля усложненных красных трасс — 30%;
  • Черные трассы для профессионалов- 10%;
  • Число подъемников – 100 (50 кресельных, 40 бугельных, 10 вагонных);
  • Количество фан-парков -2;
  • Есть 2 хафпайпа;
  • Протяженность беговой (равнинной) лыжни — 45 км.

Важно знать! Горнолыжный центр отмечается как семейный, с пометкой «family plus». Для детей здесь большой комплекс игровых зон, горок, школ и особый детский клуб «Children Holiday Village».

О катании на сноубордах

В Валь д’Изер хафпайпы и сноупарки имеются в области, где оканчивается трасса «Face de Belle-varde».

Можно воспользоваться (что и делают многие туристы) и трассами и парками Тиля.

Здесь ледник «Grande-Motte» обустроили под летний хафпайп.

Зимой сноубордисты развлекаются вблизи трассы «Palafour», где построен современных фан-парк.

Фанатам беговых лыж

Валь д’Изер представлен длиннейшей равнинной трассой «Manchet», ее протяженность 6 км.

А высокогорным победителем является трехкилометровая легкая лыжня. Она находится на высоте 2650 м.

А наиболее протяженной и одновременно высокогорной во всем Тиле считается беговая лыжня «Brevieres». Её показатель — 6 км и она находиться на высоте 2900 м.

Обучение катанию и присмотр за детьми

Валь д’Изер располагает большим спектром услуг по обучению взрослых туристов и их детей катанию на лыжах и управлению сноу-доской. Здесь 450 мастеров – инструкторов тренируют гостей в 12-ти школах.

Кроме обучения на территории курорта, есть услуга более увлекательная: полет на вертолете в дальние зоны курорта.

Инструктор покажет самые необыкновенные, живописные и интересные места катания.

Если же гости совсем крохи, то можно доверить присмотр за ними няне, сиделке или воспитателям детских садов.

Достопримечательности

Валь д’Изер место очень исключительное. Сам городок – это одна большая достопримечательность.

Здесь странным образом остались в целости старинные архитектурные постройки типичной деревни Савойя.

Черепичные крыши, отделанные камнем стены домов, брусчатые и литые ограды… Туристы говорят, что прогулка по улочкам Валь д’Изера превращает их в жителей средневековья.

Обязательно нужно увидеть древнюю барочную 400-летнюю церковь.

Можно заглянуть и в местный музей истории, воспользоваться экскурсионными услугами.

Гиды удивят Вас разнообразием занимательных и любопытных мест курорта и его окрестностей.

На протяжении 12 месяцев Валь д’Изер предоставляет туристам яркое многообразие вариантов активного отдыха.

Это и каток, и романтические прогулки – как пешие, так и на снегоступах, экстремальные полеты на параплане, вертолетные экскурсии, альпинизм, резвые катания на снегоходах, игра в теннис…

Apres ski -обслуживание предоставляет такие услуги:

  • Спортивный комплекс;
  • Сауна, джакузи, баня, хаммам, бассейн;
  • SPA и массаж центры;
  • Кинотеатр;
  • Бары, таверны, пабы;
  • Боулинг, сквош площадки, бридж;
  • Дискотеки и клубы;
  • Библиотека;
  • Кулинарные мастер-классы по секретам савойской кухни. В частности – неподражаемой французской выпечки;
  • Множество проводимых организацией курорта развлекательных мероприятий: французские литературные вечера, фестивали классических музыкальных произведений и кинофестивали;
  • Уйма ресторанов и кафешек с истинно французскими, местными савойскими, американскими, эльзасскими, мексиканскими, итальянскими и интернациональными рецептами блюд. Некоторые такие объекты расположены на горных вершинах.

Отели Валь-д’Изера

На курорте Валь д’Изер имеется большое число вариантов жилья, среди которых есть отели, гостиницы, апартаменты, шале.

Нужно отметить, что некоторые отели недавно получили пятую звездочку в свой статус.

Для лыжников, готовых прыгать на лыжи с раннего утра прямо в пижаме, выделяются отели «Le Savoie», «Hotel Altitude», «Hôtel Le Parc», «Hôtel l’Aigle des Neiges» и «La Savoyarde».

Отель «l’Aigle des Neiges» обустроил дополнительные комплексы со spa, бассейном, джакузи, сауной.

Также для туристов, работающих день и ночь, выделена бизнес-зона для семинаров, переговоров.

В отеле «Le Blizzard» есть необычные зоны. Например, чайный зал – с теплым уютным камином.

Карта отелей

Цены курорта

Стоимость Ski pass-билетов в Валь д’Изер такова:

На взрослого (14-64 года)

На ребенка и пенсионера

Цены указаны на ноябрь 2015 года.

А стоимость жилья разнообразна. И все же за популярность нужно платить.

Демократичные и сдержанные варианты есть, но найти их сложно. В качестве примера можно представить стандартный номер в отеле «Langley Hôtel Victors» по цене 55 €.

Как добраться

Самый близкий аэропорт от Валь д’Изер – женевский (220 км).

Из аэропортов туристы едут на автобусе, такси или арендуют машину. Можно доехать на поезде из Бур-Сен-Морис. Этот город всего в 30 км.

Валь д’Изер (Val d’Isere) безусловно отличный регион катания на лыжах, но цены на данном курорте многим могут быть не по карману, но можно поискать альтернативу, к примеру , который находится в Болгарии. Не плохой сервис и достаточно демократичные цены способствовали большой популяризации данного курорта, как в самой Болгарии, так и за рубежом.

ВАЛЬ Д"ИЗЕР - живописный савойский поселок с колокольней XI века расположен на высоте 1850-2000 м. Предлагает комфортабельное размещение в гостиницах, апартаментах и шале.

Развитая инфраструктура, оживленные вечера и потрясающий выбор баров и ресторанов. Два центра вождения по льду, где можно попробовать свои силы за рулем полноприводного автомобиля, квадра, снегомобиля или карта. Высокогорная зона катания "ESPACE KILLУ" (МИР КИЛЛИ) названа в честь легендарного олимпийского чемпиона Жан-Клода Килли.

В 1992 году здесь проходили старты Зимней олимпиады по скоростному спуску, ежегодно проходят этапы Кубка мира. В числе подъемников два фуникулера, которые проходят в толще льда и скал. По другую сторону горного хребта на высоте 2000 м расположен олимпийский курорт Тинь , куда также можно спуститься на лыжах. Расстояние до аэропорта Лион - 220 км, до аэропорта Женева - 180 км, до аэропорта Гренобль - 200 км, до аэропорта Шамбери - 130 км, до Бург Сен-Морис (ж/д вокзал) - 30 км.

Рекомендации: несмотря на олимпийский характер курорта, который дал мировому горнолыжному спорту много легендарных имен, более 60% трасс предназначены для комфортного и совсем не спортивного катания. Такие трассы расположены, в основном на "средних" высотах в центральной части по обе стороны хребта, который условно делит эту зону катания на два необъятных амфитеатра.

Самые взыскательные опытные лыжники или любители спортивного катания найдут здесь "резкие" трассы на любой вкус, неограниченные возможности катания вне трасс. Есть также две зоны летнего катания на ледниках.

Историческая справка

Появление человека в здешних местах восходит еще к дохристианской эпохе. Первыми считаются пастушьи поселения кельтского племени Кеутронов. Завоеванная римлянами, долина становится одним из путей сообщения для легионов и торговых обменов. В те времена это место называлось "Лаваль", что, несомненно, происходит от латинского "vallis", означающего "высокогорная долина". В 1637 году папа римский предоставляет автономию Лавалю, до этого находившемуся в зависимости от церковного прихода Тиня. Дорога к церкви Тиня была слишком опасной, поэтому прихожане построили здесь в 1664 году собственную церковь. Так Тиньский Лаваль стал Валь д"Изером.

Начиная с 1906 года, когда Луи Бонви, уроженец Валь д"Изера, становится чемпионом Франции, история курорта перекликается с историей великих имен в горнолыжном спорте. В 1948 году Анри Орейе привозит две золотые медали с Олимпийских Игр в Сан-Морице. Затем постепенно рождается легенда, благодаря великолепному выступлению сестер Гойчель и лыжным подвигам Жана-Клода Килли, украсившего свою спортивную карьеру тремя золотыми медалями на Олимпийских Играх в Гренобле в 1968 году.

Летом 1929 года в Валь д"Изер приезжает парижанин Жак Муфлие. Он уверен, что эта долина – идеальное место для постройки горнолыжного курорта. Ему удалось убедить местного мэра Николя Базиля, что только туризм спасет Валь д"Изер от увядания и поможет привлечь молодежь. Но основная работа еще впереди – провести воду и электричество, наладить инфраструктуру, построить отели, подъемники. Первый механический подъемник был открыт в 1936 году, затем в 1938 была основана Компания Подъемников Валь д"Изера, и с появлением канатной дороги Солез долина стала постепенно превращаться в полноценный курорт. Тогда же, распахивают свои двери новые отели и бутики.

Высота куро рта : 1850 м

Курорт Валь-д"Изер расположился у подножья французских Альп и занимает ровно половину пространства Килли, получившего свое название в честь Жана Клода Килли - трёхкратного олимпийского чемпиона.

Находится Val d isere на 1850 м относительно уровня моря. Его часто называют родиной лыжников-чемпионов. А тот факт, что в Валь-д"Изер проводилась в 1992 году зимняя Олимпиада и планируется проведение чемпионата мира по лыжному спорту в 2009 году, делает это место еще более привлекательным для любителей этого вида спорта.

Сегодня Валь-д"Изер, как и курорт Межев , - курорт с мировым именем, начинающий свою историю с первой половины двадцатого века и успевший за это время стать весьма популярным среди туристов со всего мира, причем не только горнолыжников. Это обусловлено тем, что в Валь-д"Изер есть все необходимое для полноценного отдыха. Отличные горнолыжные трассы, красивейшие пейзажи, колоссальный выбор вариантов проведения досуга делают его притягательным для всех. Тем, кто не катается на лыжах, предложат горные походы на снегоступах, захватывающие прогулки на снегоходах, даже настоящие собачьи упряжки доступны для желающих.

Все отели Валь-д"Изер предлагают сервис высочайшего класса. Уютные номера и отличная кухня ресторанов и баров позволят отдохнуть и расслабиться после насыщенного дневного времяпровождения. Кроме того, отели Валь-д"Изер предлагают различные дополнительные услуги, например, посещение сауны. Также вас порадуют отели не менее известных курортов

Регион Валь д’Изера (с учетом Тиня) входит в большую десятку европейских курортов по длине связанных трасс (300 км, по которым можно перемещаться, не снимая лыж). Проведение альбервильской олимпиады в 1992 году явно пошло этим местам на пользу — инфраструктура подверглась тотальной модернизации. Всем своим обликом курорт как бы подчеркивает отличие от более демократичных соседей — Тиня, Лез Арка, Ла Плани: солидно выглядящие здания, облицованные внушительной каменной черепицей, яркая ночная иллюминация, большой выбор гостиниц и апартаментов приличного уровня, хорошие рестораны. И весьма недешевые цены. Правда, наверху, на склонах все это не в счет — остаются только горы и ваше умение с ними справляться. Пожалуй, для новичков курорт подходит меньше, чем для продвинутых лыжников (приезжайте сюда, имея за плечами 2-3 сезона катания), а вот для фрирайдеров здесь — полное раздолье. Валь д’Изер — очень надежный в плане снега курорт: обычно его выпадает много, а сезон за счет хороших высот длится долго.

Плюсы

  • Большая территория катания
  • Хорошо провязанный, компактный для своих размеров регион
  • Очень мало бугелей
  • Два ледника, гарантия снега
  • Отличные возможности для фрирайда
  • Большой выбор жилья недалеко от подъемников, регулярные скибасы
  • Очень красивая савойская деревня
  • Большой выбор хороших ресторанов
  • Вежливое и радушное отношение хозяев к гостям курорта, знание английского
  • Супермаркет с хорошим выбором продуктов в центре курорта

Минусы

  • Не всегда регулярная подготовка трасс
  • Небольшое число длинных трасс
  • Практически отсутствуют лесные трассы
  • Недешево, в том числе еда в ресторанах
  • Длинная дорога от аэропорта

Интересные факты

  • 60% склонов расположены выше отметки 2200 м
  • Кубковая Face Olympique de Bellevarde входит в пятерку самых престижных трасс мира
  • Первый подъемник запущен в 1936 году
  • Соотношение гостей на курорте: 55% французы, 45% — иностранцы
  • Первыми поселенцами было кельтское племя цетронов еще до христианской эры

История

Начало

Следы присутствия человека в Валь д’Изере появились еще до христинской эры. Первыми обитателями здесь было цетроны (Ceutrons) — одно из племен древней Галлии. Они населяли большую часть долины Тарантез (Tarantaise, в современном департаменте Савойя), сегодня включающую такие города, как Альбервиль, Мутье и Бур-Сен-Морис. Плиний старший называл их «пограничные» — народ, живущий на западной границе Альп. Эти люди умели постоять за себя. Греческий историк Полибий описывал, как агрессивно цетроны атаковали армию Цезаря во время ее похода через Альпы к озеру Бурже (Lac du Bourget): они сбрасывали огромные камни с горных перевалов, нанося ощутимый урон римским войскам. Полибий также описывает встречу послов цетронов с Ганнибалом. Сохранились римские записи о цетронах из Аксимы (Axima, Aime).

Одним из важных культурных центров была Дарантасия (Darantasia), которая дала долине Тарантез и региону свое имя. Священнослужители сделали этот город важным религиозным центром, каким он оставался до конца первого тысячелетия. Они называли его Монастериум (Monasterium), в настоящее время это город Мутье (Moutiers). Поселок Монжиро (Montgirod), также известный как «Форум Клаудия Цитронеума» (Forum Claudii Ceutroneum) во времена римлян, сохранил свое изначальное название.


Просмотреть на карте большего размера

От средних веков до горнолыжной эпохи

История Савойи (в настоящее время разделенной на две части — Савойя и Верхняя Савойя), на территории которой находится Валь д’Изер, сложная и интересная. В средние века она называлась Сабаудия (Sabaudia) и была с 11 века графством Священной Римской империи. В 1416 Савойя становится герцогством, столицей которого долгое время был Шамбери (впоследствии столицей стал Турин). В период 11-18 веков Савойя то расширялась, то сужалась, периодически присоединяя и теряя земли на территориях современных Италии и Швейцарии.

Впервые Савойя была присоединена к Франции в период с 1792 по 1814 г. (в качестве т. н. департамента Монблан), а в 1815 возвращена Пьемонтско-сардинскому королевству. В 1860 опять была присоединена ко Франции вместе с Ниццей в рамках договора о Турине.

Во время всех этих исторических перепетий в долине Изер начала формироваться община. Валь д’Изеру, верхней деревне долины, расположенной чуть ниже истока реки Изер, становилось все труднее оставаться под управлением прихода Тинь (сегодня историческая деревня Тинь находится на дне искусственного озера Lac du Chevril, появившегося в 1952 после строительства плотины гидроэлектростанции; раз в 10 лет вода из озера спускается для проведения профилактических работ и можно увидеть остатки старой деревни. Копию оригинальной тиньской церкви сейчас можно увидеть в деревне Tignes les Boisses). В 1637 Папа подарил им независимость, т.к. путешествие в приходскую церковь Тиня через ущелье Дайл (Daille) было крайне опасным предприятием. Получив независимость, прихожане построили собственную церковь на остатках римского здания.

Жизнь в Изере, находящемся вдалеке от больших транспортных путей, была размерена и подчинена сменам сезона. Обитатели «впадали в спячку» во время долгого зимнего периода, длящегося 8 месяцев. Плетение кружев остается одним из ремесел, которым занимались местные хозяйки зимой: и сейчас на окнах, особенно старых домов, можно увидеть кружевные белые занавески, обратите на это внимание во время своей поездки. Во время короткого летнего периода жители работали в поле, пасли скот, делали сыр. Такой образ жизни не открывал больших перспектив перед молодым поколением и постепенно жители стали уезжать из деревни. А впереди была эпоха зарождения и развития горнолыжного спорта...

Валь д"Изер как горнолыжный курорт

Три фактора предопределили развитие Валь д’Изера как горнолыжного курорта. Во-первых, изначально это место рассматривалось, как одно из наиболее подходящих и перспективных для прокладки трасс. Вторым фактором стало строительство соединяющей Францию и Италию дороги через перевал Изеран (Col d’Iseran, самый высокогорный автодорожный перевал Европы). Дорога была торжественно открыта в 1937 году в присутствии президента Франции. И, как всегда в случаях большого успеха, не обошлось без огромного энтузиазма отдельных людей, в данном случае это были Шарл Дьебо (Charles Diebold), Жак Муфле (Jacques Mouflier) и мэр города Николя Базиль (Nicolas Bazile), верившие в потенциал курорта и вложившие всю свою энергию в строительство и развитие инфраструктуры. На пути становления пришлось преодолеть множество проблем: отсутствие электричества и водопровода, непростые погодные условия и изолированность от долины большой высотой и сложной дорогой.

Первый подъемник заработал на склоне горы Солаис (Solaise) в 1936 году. Но по-настоящему курорт появился на горнолыжной карте в 1937 году, когда по иронии судьбы два министра французского правительства, прибывшие с официальным визитом, были заперты в ловушку: выпало 4 метра снега и быстро выбраться из Валь д’Изера не было никакой возможности. А уже 1938 началось строительство первой канатной дороги на Солаис. При этом поддержка была далеко не единодушной: президент французской лыжной федерации Жан Мате (Jean Matter) говорил, что это безумие — строить здесь горнолыжную станцию и мероприятие ждет полный провал. История доказала обратное.

В 60-ых годах было достигнуто соглашение между владельцами канаток Валь д’Изера и Тиня об объединении регионов, а в 1972 был присоединен третий самостоятельный сектор — Форне (Fornet). В 1968 году на олимпиаде в Гренобле выросший в Валь д’Изере Жан-Клод Килли (Jean-Claud Killy) достиг ошеломляющего успеха, завоевав три золотых медали (и победив таким образом во всех трех горнолыжных дисциплинах). Вполне естественно, что объединенный регион был назван его именем и с тех пор известен как территория Килли (l’Espace Killy).

В 1992 году в Альбервиле проходила зимняя олимпиада и часть горнолыжной программы проводилась на склонах Валь д’Изера. По инициативе мэра Андре Дегу (Andre Degouey) для подготовки к этому событию в течение 80-ых годов была реализована программа тотальной переделки курорта и приданию ему савойского стиля, для этого в частности в строительстве использовался специальный камень, добываемый в долине Манше (Manchet).

И именно таким курорт встречает гостей в наше время: основательный, солидный, по-новогоднему нарядный в зимний период, где все нацелено на то, чтобы вы могли хорошо накататься за день, а потом расслабиться, принять спа процедуры и отведать блюда замечательной савойской кухни в одном из многочисленных (и довольно дорогих) ресторанов.

Рестораны и кухня

В регионе большой выбор хороших ресторанов (правда, относительно немного расположенных прямо на склонах) с уютной обстановкой: отделанные деревом, с каминами, всяческими рюшечками и модными деревенскими украшениями (чем-то по духу напоминает Австрию). Некоторые заведения имеют свою, довольно долгую и богатую историю, о чем свидетельствуют вывешенные на стенах фотографии.

Практически везде представлены неизменные фондю , раклет и тартифлет . Обязательно рекомендуем попробовать еще один местный специалитет — комплексное блюдо, которое вы частично готовите сами. Называться оно обычно braserade и выглядит так: вам приносят специальный мини-мангал с углями и решеткой сверху. В качестве мяса можно выбрать тонко нарезанную говядину или курицу, и вы сами готовите прямо за столом до той степени прожарки, которую любите. На гарнир подается картошка, запеченная с сыром (божественно вкусно), тарелка зеленого салата и несколько соусов. Получающееся в результате сочетание — просто восхитительное, к тому же ритуал самостоятельного приготовления придает процессу принятия пищи особое, магическое очарование.

Если вы решили перекусить в перерыве катания, то конечно практически везде есть пицца, сэндвичи и багеты, блины с различными начинками, глинтвейн и горячий шоколад — стандартный выбор для нежелающего слишком отягощать свой желудок горнолыжника. Только стоит помнить, что курорт недешев и цены могут несколько удивить. Например, горячий шоколад стоит 6 евро, глинтвейн — 7 евро, пицца — от 12 евро.

Для проживающих в апартаментах и предпочитающих готовить самостоятельно в городе есть два магазина Spar (один прямо в центре курорта), с очень хорошим выбором продуктов (можно купить даже живого омара из аквариума) и разумными ценами.

Обзорный маршрут одного дня или как за один день увидеть всю территорию Килли

Если вы приехали в Валь д’Изер на один день и хотите составить представление о трассах, пейзажах и ландшафтах или, например, только один погожий день из 6 отпускнокатальных подарила вам природа, или просто хотите устроить себе большое ски-сафари, чтобы с гордостью потом рассказывать об этом друзьям, то это вполне реально. Несмотря на внушительно звучающую цифру «300 километров соединенных трасс», регион относительно компактен и хорошо провязан подъемниками и спусками. Дополнительный плюс — у многих трасс есть дублеры и почти всегда можно выбрать вариант спуска по силам (или даже спуститься на подъемнике; например, далеко не все решаться съехать по черной кубковой трассе Face, к их услугам — спуск в город в кабинах l’Olymique).

Итак, представляем вашему вниманию маршрут одного дня, который позволит проехать регион по условному кольцу от края до края и посмотреть все основные достопримечательности территории Килли, включая оба ледника. Он вполне по силам лыжникам среднего уровня при катании в темпе без «высунутого языка», хотя займет катальный день целиком и потребует хорошей физической выносливости. Поскольку маршрут ориентирован на максимальную доступность, то в качестве спуска выбраны самые простые варианты трасс. Опять-таки что хорошо — если вы почувствуете усталость, то можете на ходу изменить план и довольно быстро вернуться в отель. Конечно это не единственный вариант, вы легко можете построить свой собственный трек-лист.

Стартуем из Валь д’Изера (точка 1, 1850 м) не позже 9 утра, чтобы не завязнуть в утренних очередях. Поднимаемся на олимпийском кабинном подъемнике на вершину Roche de Bellevarde (точка 2, 2827 м), затягиваем крепления ботинок и, полюбовавшись окружающей панорамой, по синей трассе Diebold устремляемся к перевалочному кресельному подъемнику Tommeuses (точка 3) в Тинь. Поднимаемся на Toviere (точка 4, 2704 м) и по синей Piste H спускаемся в Валь Кларе (точка 5, 2100 м). Два спуска, два подъема — и мы уже оказались в Тине.

Садимся на местное метро — фуникулер Grande Motte (точка 5): после 6 минут в узком туннеле оказываемся на промежуточной станции (точка 6), далее еще один подъемник Grande Motte — и мы на «крыше мира», на высоте 3456 м (точка 7). Переводим дух, ведь далее предстоит длинный многокилометровый спуск Валь Кларе (точка 8) с перепадом почти 1,5 километра. Для этого выбирайте либо длинную синюю Genepy, либо красную трассу под креселкой Les Lanches — более короткую и крутую. В случае Genepy будьте внимательны — на ней в средней части есть довольно глубокие нырки и длинные пологие участки, перед которыми стоит заранее набрать хорошую скорость, чтобы проскочить их без проблем.

Далее по связке из четырех подъемников и двух коротких синих спусков (точки 8-14) поднимаемся к вершине L’Aiguille Percee (точка 14, 2748 м). Именно здесь расположена, пожалуй, главная местная достопримечательность — очень красивая скала, в которой силами природы проделано довольно внушительное отверстие высотой в несколько человеческих ростов. Чтобы подобраться к арке вплотную и сфотографироваться в проеме, придется покинуть трассу и пройти небольшой отрезок по целине. Впрочем, как правило, там уже есть лыжная тропа, проложенная десятками других ценителей красоты.

Полюбовались, нафотографировались и двигаемся дальше, к близящемуся обеду в Тинь Ле Бревье — крайнему правому краю карты Espace Killy (точка 15, 1550 м). Спуск длинный, но обед того стоит. К тому же по пути открываются очень красивые виды на озеро Lac Du Chevril.

В зависимости от темпа, очередей на подъемники и количества сделанных фотографий вы окажетесь в Ле Бревье в районе часа дня (возможно, даже раньше). 45 минут на обед-глинтвейн-туалет в одном из уютных местных заведений (закрытом или на свежем воздухе — выбирайте сами, в зависимости от погоды) и отправляемся во вторую часть нашего горнолыжного путешествия к левому краю карты.


Возврат в Валь д’Изер относительно недолог. Связка кабинного и кресельного подъемников, синий спуск (точки 16-18) и мы в Тинь Ле Лак (2100 м) — втором Тине, лежащем на противоположном от Валь Кларе берегу озера. Кабиный подъемник поднимает на уже пройденную с утра вершину Toviere (на этот раз точка 19), с которой спускаемся по синей трассе с «оригинальным» названием Edelweiss. Чтобы не повторятся, не будем подниматься на подъемнике Marmottes к началу трассы Face (хотя, если чувствуете дефицит времени или сил — можно и так), а сделаем небольшой крюк: креселки Mont Blanc и Borsat Express поднимают нас на Col de Fresse (точки 20-23). И по сине-зеленой связке Genepy-Santons спускаемся к месту встречи, которое изменить нельзя — центральному выкату Валь д’Изера (точки 24-25).

На одной из немногих в регионе креселок с колпаками Solaise Express поднимаемся на вершину Solaise (точка 26, 2560 м). Короткий транзит к довольно длинному подъемнику Glacier Express (точки 27-28), от которого по верхнему отрезку трассы Liessieres подъезжаем к очередному одноименному экспрессу (точки 29-30). Экспресс перекидной и в момент перевала через вершину вызывает замирание сердца, что-то похожее на американские горки. После экспресса цепляемся за очень шустрый таблеточный бугель Col, далее еще одна креселка, бугель-швабра (точки 31-34) — и мы на вершине второго ледника (Glaceier de Pissaillas).

На других трехтысячниках бывают виды и поинтереснее (например Marmolada в Доломитах или Augille Rouge в соседнем Les Arcs), но достоинств катания это не умаляет: широкие синие и красные трассы, не заставляющие серьезно работать, но дарящие приятное чувство полета и свободы. К тому же спуск предстоит длинный — катимся в крайнюю левую точку карты, местечко Le Fornet (1930, точка 35). Снова 1,5 км перепада высоты, непрерывный спуск, который особенно хорош в нижней части перед выкатом к нижней станции фуникулера. Вот где можно отпустить лыжи и вовсю насладиться скоростью (если конечно еще остались силы после целого дня путешествий).

Что ж, солнце клонится к закату, карта пройдена, осталось замкнуть круг и вернуться в исходную точку. Если подъемники уже закрываются — можно вернуться на скибусе, которые регулярно ходят по долине, но ведь мы же успеваем (и в нас живет спортивный дух). Поднимаемся на фуникулере Fornet и кабинках Vallon de l’Iseran и снова на американские горки Liessieres Express, на этот раз в противоположном направлении (точки 36-39). Проходя через вершину, приветствуем закатное солнце, заливающее своим теплым светом просторный кулуар.

Впереди длинный сине-красно-синий спуск в Валь д’Изер по связке Leissieres, Germain Mattis (альтернатива — синяя Piste L) и последний, местами лесной, синий траверс du Laisinant, на котором придется немного потолкаться палками (точки 40-42). И вот мы снова на meeting point, точке, из которой начинаются и заканчиваются все маршруты Валь д’Изера. Солнце уже ушло из долины, лишь верхушки далеких пиков подсвечены желто-розовым цветом — последнее впечатление такого большого и яркого горнолыжного путешествия.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то