Ораниенбаум китайский дворец и парк. Китайский дворец в ораниенбауме получил второе рождение. Китайский дворец - описание

Сегодня Санкт-Петербург известен всему миру благодаря великолепным историческим, культурным и архитектурным памятникам. Многие из них несколько веков назад были построены вовсе не в черте города. Шикарные окрестности Северной столицы у туристов вызывают огромный интерес. Сегодня вы узнаете о Китайском дворце в Ломоносове. Часы работы ансамбля, его адрес, исторические сведения и прочая полезная информации - все это будет представлено в статье.

Город Ломоносов, или, как его называли раньше, Ораниенбаум, расположился в 40 километрах от Санкт-Петербурга. Именно в этом месте находится прекрасный музей-заповедник, где хранятся архитектурные шедевры, принадлежащие к XVIII веку. Отправляйтесь на экскурсию в Ораниенбаум и Китайский дворец вместе с нами.

Исторические сведения

На берегу Финского залива когда-то бывал ближайший помощник Петра Великого - Александр Данилович Меньшиков. Именно в этом месте ему захотелось возвести свою загородную резиденцию, так как живописные земли и Финский залив произвели на него огромное впечатление. Спустя некоторое время на этой территории появился Большой дворец. Своей роскошью он затмил даже дворец Петра Великого, который в тот период строился в Петергофе. Рядом с Большим дворцом Меньшикова был красивый Нижний сад. Но так случилось, что в 1727 году господин Меньшиков был отправлен императором в ссылку.

Таким образом, все его имущество, а также дворцово-парковый ансамбль в Ораниенбауме были переданы государству.

Спустя много лет, а именно в 1743 году, дочь Петра, императрица Елизавета, подарила этот дворец своему племяннику, который чуть позже прославился на весь мир как император Петр III.

Новый владелец отдал распоряжение построить ансамбль под названием "Петерштадт". В его состав вошли дворец, а также крепость.

С приходом к власти Екатерины Великой в пригороде стартовал очередной этап строительства. Государыня отдала приказ возвести в этом месте летнюю резиденцию. Затем в этих землях появился еще и прекрасный дворец под названием "Собственная дача".

Дворец князя Меньшикова

Как было написано выше, первым хозяином дворцово-паркового ансамбля в Ораниенбауме был князь Меньшиков. Современники писали о том, что нет в Российской империи равного дворца по площади и роскоши. А ведь не зря дворец князя Меньшикова называют Большим. Все дело в том, что монументальным дворец выглядит благодаря расположению на возвышенности. Складывается впечатление, как будто Китайский дворец парит над землей. От фасада вниз идут террасы. Одноэтажные крылья с левой и правой стороны примыкают к главному корпусу. Завершаются эти пристройки Восточным и Церковным павильонами. К ним пристроены кухонный, а также фрейлинский флигели.

Петр III приложил руку к дворцовому интерьеру. Так, Восточный павильон накопил в своем интерьере две сотни предметов японского и китайского фарфора. Поэтому данную резиденцию стали называть Китайским дворцом в Ораниенбауме.

Несколько слов о самом дворце

Начнем с того, что эту прекрасную резиденцию строили 6 лет. Она была возведена в 1768 году по проекту известного зодчего XVIII века Антонио Ринальди. Середина этого века является самым важным периодом в возведении Китайского дворца Екатерины Великой. Ринальди (итальянец по происхождению) был приглашен в Россию князем К. Разумовским. Здесь зодчий прожил много лет. В своих мемуарах он писал, что на русской земле он обрел вторую Родину.

Глядя на Китайский дворец в Ораниенбауме, туристы признают его шедевром русского зодчества. Этот дворец уникален. Поэтому заслуживает особого изучения.

Название Китайский дворец условно. Архитектура здания не имеет ничего общего с Китаем. Однако в некоторых комнатах имеются декоративные китайские элементы, которые можно свободно трактовать. В период XVIII века во дворце была собрана большая коллекция китайского фарфор, часть предметов коллекции сохранилась и сегодня.

Архитектурные элементы дворца

Китайский дворец (СПб) средний по размеру, имеет немного вытянутое здание. Внешне напоминает летний павильон в парке. Сегодня он окружен невысокими панелями из каменных плит, а также красивой декоративной решеткой из чугуна.

Перед фасадом здания разбиты маленькие партерные садики. Они уместно вписались в общую композицию постройки и по замыслу зодчего Ринальди стали неотъемлемым элементом дворца. Данную роль играют также и огромные старинные дубы, которые были посажены еще при постройке здания.

Таким образом, складывается впечатление, что дубы связывают Китайский дворец с большим парком. Центральная часть дворца завышена. Его лицевая сторона украшена пилястрами, а двери и окна обрамляет лепнина.

Перестройка XIX века

По замыслу князя Меньшикова и Екатерины Великой, Китайский дворец был одноэтажным. Центральная часть на втором этаже имела одно или два помещения, которые не имели декора. Но в середине XIX века облик здания меняется. Появляется второй этаж. Перестройка проходит под руководством А. Штакеншнейдера. Спустя некоторое время к восточной части здания он добавляет пристройку в виде одной комнаты. Это Большая антикамера, примыкающая к залу Муз.

Пройдет еще несколько лет и в 1853 году Л. Бонштедт пристроит к западному крылу здание - ещё одну комнату, а также реконструирует центральную часть южного фасада. Так появится застекленная галерея.

Внутренняя архитектура дворца

Китайский дворец в Ораниенбауме (Санкт-Петербург) был построен таким образом, что объемы, внешний облик, а также пропорции отдельных частей здания определили размещение внутренних помещений. Каждая комната имела свое предназначение.

Надо отметить, что все дворцы того периода строились именно по этому принципу. Для дворца характерны симметричность и композиционная уравновешенность. Интерьеры, то есть комнаты, расположились по одной оси. Этот принцип постройки называют анфиладной системой. Она присуща Екатерининскому дворцу, Петергофу и другим императорским резиденциям.

По задумке архитектора, центром симметрии является Большой зал, высота которого достигает 8,5 метра. Эти парадные залы имеют еще одно название - итальянские. Они выполняют организующую функцию планировки резиденции. Слева и справа от Большого зала находятся Голубая и Сиреневая гостиные, а также есть два кабинета - Стеклярусный и Малый китайский. С одной стороны анфилада ограничена залом Муз, а с другой - Большим китайским кабинетом.

Особенности элементов архитектуры дворца

Китайский дворец в Ломоносове возводился в период, когда отечественное зодчество находилась на этапе перехода от одной манеры к другой. Те декоративные приемы, которые использовали в середине XVIII века, перестали быть востребованными, а складывающийся классицизм еще не сформировался в искусстве архитектуры.

Таким образом, лицевая сторона фасада дворца стала ярким примером данного периода. Изначально планировалось придать ей декоративности и пышности. Однако эти качества уступили свое место лаконичности и простоте художественной отделки. Ведь для классицизма характерны строгость и простота. Китайский дворец возводили искусные мастера тех времен: лепщики и позолотчики, мозаичисты и паркетчики, мраморщики, а также резчики по дереву и другие талантливые ремесленники.

После революции (в 1917 году) Китайский дворец превратился в музей. Он был открыт для всех желающих. В эти годы появилась возможность провести научную обоснованную реставрацию, а также начать грамотное хранение художественных ценностей дворца. В период с 1925 по 1933 гг. художники проводили масштабную работу по восстановлению декоративной живописи.

Уникальный паркет

Снимки китайского дворца часто встречаются в глянцевых журналах России. Но его шикарное убранство волнует исследователей русского искусства даже за рубежом. Именно поэтому мы вам расскажем, в чем заключается уникальность паркетного пола музея.

Все дело в том, что 772 квадратных метра площади дворца были выложены паркетом, который собрали как из отечественных, так и заморских пород дерева. В их число входят розовое, лимонное, черное, красное дерево, а также самшит, амарант, палисандр, персидский орех и многие другие виды. В некоторых залах исследователи насчитывают более 15 видов.

Паркет Китайского дворца очень ценится, так как по своему замыслу и манере выполнения в нашей стране ему нет равных. Оказывается, деревянные планки приклеивали на отдельные щиты в форме различных узоров. Затем мелкие детали к орнаменту выжигали либо вырезали. Каждая комната имела свой интерьер, поэтому рисунок паркета привязывался к общей концепции помещения.

Нижний сад дворца

А мы с вами покидаем роскошные кабинеты Китайского дворца и направляемся в парк летней резиденции Екатерины Великой. Нижний сад является эталоном садово-паркового искусства. Он вошел в состав паркового комплекса Большого дворца. В центре него находятся партеры с большим количеством редких цветов. Его окружают ряды стройных кленов, елей и лип. Садовники высадили различные плодовые деревья, в их число вошли вишни, яблони, груши и так далее. По традиции, сад украшен миниатюрными фонтанами и скульптурами из белого мрамора.

Координаты и режим работы Китайского дворца в Ораниенбауме

Адрес: город Ломоносов, Верхний парк 7.

Кассы работают в режиме: с 10:30 до 17:00 ч.

Время посещения комплекса: 10:30 - 18:00 ч.

Стоимость билета для взрослых - 500 рублей.

Стоимость билета для школьников и студентов - 300 рублей.

Бесплатный вход для ветеранов Великой Отечественной войны и других категорий лиц.

Помните, что двери дворца для посетителей открыты только в сухой и солнечный день.

В заключение

Мы с вами познакомились с одной из прекраснейших резиденций, которая была возведена в период правления Петра Великого, то есть более трехсот лет назад. Достопримечательности Ораниенбаума поражают всех и каждого. Они удивляют посетителей не только красотой и масштабностью, а также тем, что хранят в своих стенах дух прошлых эпох.


Крепость Святого Петра, сооруженная в восточной части усадьбы в 1757 году, спустя два года преобразовали в крепость Петерштадт. В плане крепость представляла собой четырнадцатиконечную звезду с четырьмя бастионами, окруженную земляными валами и рвами, наполненными водой. Крепость площадью два гектара дополнялась сложной системой дополнительных укреплений. Находящийся рядом с северным фронтом пруд получил название «Увеселительное море». Здесь разыгрывались морские баталии с участием боевых судов: двенадцатипушечного корабля «Ораниенбаум», фрегата «Святой Андрей», галер «Святая Екатерина» и «Елизавета».
На территории крепости располагались арсенал, казармы для артиллерийских, драгунских полков и кирасирских трубачей, дома для офицеров и командиров полков, гауптвахта, сараи для лошадей и экипажей, цейхгауз.
В России традиция потешных баталий и строительства крепостей для военных забав наследников престола появилась при Петре I. Созданные им Семеновский и Преображенский полки исполняли роль потешных войск, а впоследствии стали основными частями гвардии.
Петр Федорович для участия в военных играх пригласил полки Шлезвиг-Голштинского герцогства, откуда он был родом.
Из записок Екатерины II становится понятно, что она к приглашению голштинцев относилась отрицательно:

…число голштинскаго войска и авантюристов, которые занимали там офицерския места, увеличивалось из года в год.

Солдаты Ингерманландскаго полка говорили: "Вот мы стали лакеями этих проклятых немцев". Дворцовые лакеи говорили: "Нас заставляют служить этому мужичью". Когда я увидела и узнала, что происходит, я твердо решила держаться как можно дальше от этой опасной ребяческой игры.

Численность голштинского гарнизона доходила до 1500 человек. Строительством крепости Петерштадт руководили голштинский мастер Ферстер и инженер-поручик Савелий Соколов. Крепость занимала два гектара.
На территории крепости находился дворец Петра III, предназначенный для его отдыха после военных занятий.

Впервые в русской архитектуре на территории фортификационного сооружения появилась дворцовая постройка, служившая не военным, а увеселительным целям.

Первый этаж дворца был служебным. На втором этаже сохранилось несколько парадных помещений. Дворец построил архитектор Антонио Ринальди.

На доспехах изображена обезьянка. Известно, что у Петра Фёдоровича была Елизавета Воронцова обезьянка, возможно, что это она:

Как и положено, в крепости должна быть потайная лестница:

В этом скромном доме Петр III жил до самого ареста. Здесь 28 июня 1762 года он подписал отречение от престола, был арестован и увезен в Ропшу, где вскоре скончался от геморроидальных колик.

С течением времени деревянные постройки крепости пришли в ветхость и в конце XVIII века были разобраны. На сегодняшний день сохранились только остатки земляных валов, небольшой дворец и парадные въездные ворота:

Макет крепости:

Вот как в своих записках Екатерина II вспоминала о жизни в Ораниенбауме:

Вообще мне и всем нам опротивела скучная жизнь, которую мы вели в Ораниенбауме, где нас было пять или шесть женщин, которыя оставались одне с глазу на глаз с утра до вечера, между тем как мужчины, со своей стороны, скрепя сердце упражнялись в военном искусстве.

Вот образ жизни, какой я тогда вела в Ораниенбауме. Я вставала в три часа утра, сама одевалась с головы до ног в мужское платье; старый егерь, который у меня был, ждал уже меня с ружьями; на берегу моря у него был совсем наготове рыбачий челнок. Мы пересекали сад пешком, с ружьем на плече и мы садились -- он, я, лягавая собака и рыбак, который нас - вез -- в этот челнок, и я отправлялась стрелять уток в тростниках, окаймляющих море с обеих сторон Ораниенбаумскаго канала, который на две версты уходит в море. Мы огибали часто этот канал и следовательно находились иногда в довольно бурную погоду в открытом море на этом челноке. Великий князь приезжал через час или два после нас, потому что ему надо было всегда тащить с собою завтрак и еще не весть что такое. Если он нас встречал, мы отправлялись вместе; если же нет, то каждый из нас ездил и охотился порознь. В десять часов, а иногда и позже, я возвращалась и одевалась к обеду; после обеда отдыхала, а вечером или у великаго князя была музыка, или мы катались верхом.

Для своих комнат в этом дворце я все покупала на свои деньги, во избежание всяких споров и затруднений, ибо Его Императорское Высочество, хотя и очень был мотоват на все свои прихоти, но жалел денег на все, что меня касалось, и вообще вовсе не был щедрым; но так как то, что я делала для своих комнат на собственный кошт, служило к украшению дома, то он был очень этим доволен.

Мне вздумалось тогда развести себе сад в Ораниенбауме и, так как я знала, что великий князь не даст мне для этого ни клочка земли, то я попросила князей Голицыных продать или уступить мне пространство во сто саженей невозделанной и давно брошенной земли, которая находилась у них совсем рядом с Ораниенбаумом; так как этот кусок земли принадлежал восьми или десяти членам их семьи, то они охотно мне его уступили, не получая от нея, впрочем, никакого дохода. Я начала делать планы, как строить и сажать, и, так как это была моя первая затея в смысле посадок и построек, то она приняла довольно обширные размеры.

Самое лучшее, что есть в Ораниенбауме – это Собственная дача, которую построил Ринальди в 1762-1774 годах для Екатерины II. Собственная дача стала третьим дворцово-парковым ансамблем (после Меншиковского дворца и Нижнего парка; крепости Петерштадт и Петровского парка вокруг неё).
Вступив на престол, Екатерина II распорядилась отпустить на строительство Собственной дачи 10 тыс. рублей и разрешила А.Ринальди приглашать первоклассных русских и западноевропейских мастеров. С их участием по чертежам и рисункам А.Ринальди был построен непревзойденный по красоте интерьеров Китайский дворец (1762-1768).

Название "Китайский дворец" впервые упоминается в 1774 году в камер-фурьерском журнале. До этого дворец называли "голландский домик" (так же, как дворец Монплезир в Петергофе), "домик, что в Верхнем саду", "домик маленький". Название "Китайский" возникло потому, что ряд интерьеров дворца (Большой и Малый китайские кабинеты) декорирован в духе китайского искусства или с использование подлинных произведений искусства Китая и Японии.

В прошлом году в Эрмитаже выставляли отреставрированный Стеклярусный кабинет из Китайского дворца http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/04/2010/hm4_1_263.html .
С сайта Эрмитажа:

Самым знаменитым покоем Китайского дворца является Стеклярусный кабинет, сохранивший подлинную отделку 1760-х годов. Стены комнаты декорированы стеклярусными панно. Это холсты, на которых сделана вышивка стеклярусом. Стеклярус был изготовлен на мозаичной фабрике, основанной в окрестностях Ораниенбаума (в Усть-Рудице) русским ученым М. В. Ломоносовым. На фоне стекляруса синелью (ворсистым шелком) вышиты сложные композиции с изображениями фантастических птиц среди не менее фантастического пейзажа.
Первоначально пол в Стеклярусном кабинете был набран из разноцветных смальт, также изготовленных на Усть-Рудицкой фабрике, однако к середине XIX века он пришёл в негодность и смальты заменили наборным паркетом с сохранением прежнего рисунка .
Китайский дворец является единственным в России памятником стиля рококо. Большинство интерьеров дворца сохранили подлинную отделку середины XVIII века. Особую ценность ему придают уникальные предметы декоративно-прикладного искусства Китая и Японии конца XVII – середины XVIII века, сохранившиеся и дошедшие до нас наборные паркеты второй трети XVIII века (выполненные по эскизам Антонио Ринальди).

Над прудом, у южного фасада дворца установлены мраморные и бронзовые статуи персонажей античной мифологии – копии с античных оригиналов.

На заднем плане пергола:

В Китайский дворец мы не попали, так как там нет отопления, поэтому на зиму его закрывают. В утешение нам сообщили, что сейчас во дворце кроме Стеклярусного кабинета открыты всего два зала. Остальные на реставрации. В советское время дворец был открыт полностью. Хоть там было довольно обшарпано, но зато можно было всё посмотреть.


К итайский дворец - жемчужина дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум».
Это единственный сохранившийся в России памятник архитектуры в стиле рококо. В этом году он отмечает свой 250-й день рождения. Подарком юбиляру стала многолетняя реставрация, вернувшая к жизни уникальное творение XVIII века. Увы, она еще не закончена, но пускать в музей будут...

Китайский дворец не похож ни на что другое историческое здание, это исключительный по своей ценности образец русского рококо.

Впервые интерес к Китаю возник на Руси в конце XV века, когда купцы начали привозить в Москву дальневосточные ткани. А к середине XVIII столетия все более-менее зажиточные петербургские дома были обставлены китайскими вещами. Царский двор задавал тон в этой моде на «шинуазри», китайский стиль.

Ораниенбаумом с 1743 года владел великий князь Петр Федорович, будущий император Петр III. Его супруга Екатерина II после прихода к власти возвела в Верхнем парке комплекс зданий «Собственную дачу». Китайский дворец - одна из самых известных построек этого комплекса. Он получил свое название из-за украшения некоторых комнат. Там была собрана большая коллекция произведений китайского декоративно-прикладного искусства и японского фарфора. Строительством и убранством дворца занимался итальянский архитектор Антонио Ринальди.

Главные достопримечательности дворца - Стеклярусный кабинет и уникальные паркеты. Стены кабинета декорированы 12 панно - это холсты, по которым сделана вышивка стеклярусом и разноцветным ворсистым шелком - синелью. Уникальные паркеты дворца набраны из красного и черного дерева, амаранта, самшита, персидского ореха, клена. «Подлинное чудо, полное чудес восемнадцатого века», - писал Игорь Грабарь о Китайском дворце.

Во второй половине XIX столетия новые хозяева Ораниенбаума - потомки семьи великого князя Михаила Павловича — значительно обновили постройки, изменив их интерьеры по моде своего времени. В годы Великой Отечественной войны Ораниенбаум не был разрушен, его постройки сохранились и дошли до наших дней как подлинные здания XVIII века.

Будуар, именовавшийся в XVIII веке Живописным кабинетом, завершает восточную анфиладу покоев Китайского дворца.

Вторая очередь реставрационных работ продолжалась четыре года. На третий год приступили к общестроительным работам — реконструировали подполы и межэтажные перекрытия; в здании установили систему поддержания температурно-влажностного режима. И только четвертый год заняла собственно реставрация интерьеров. Были восстановлены три зала Китайского дворца: Штофная опочивальня, будуар и кабинет Павла I. «Мы провели максимально консервативную реставрацию, — пояснил Михаил Батаковский. — Тут не было никакого воссоздания!»

Завершится реставрация к 2023 году, но уже сейчас дворец открыт для посетителей. В Штофную опочивальню вернулись живописные панно: они тоже отреставрированы. В будуаре восстановлены декоративные панели с живописью. В кабинете Павла I на стенах открыта подлинная живопись Серафино Бароцци, которую в ходе реставрации приходилось полностью снимать.

«Нам удалось вернуть во дворец немало подлинных предметов и раскрыть для обозрения живопись, скрывавшуюся под слоями краски, - Татьяна Сясина, хранитель Китайского дворца, показывает Штофную опочивальню. - Хотя многие предметы мы приобретали заново». Описей XVIII века не сохранилось, они появились только в XX столетии. Но есть описания вещей, которые покупали последние владельцы Ораниенбаума - Мекленбург-Стрелицкие.

Сохранился штоф XIX века - по его образцу и воссоздана обивка опочивальни. Сюда вернулись зеркало, каминный экран, другие подлинные вещи. Друзья музея подарили фарфоровые вазы производства Мейсенской мануфактуры - подобные им стояли здесь 250 лет назад. На прежнее место водружен плафон работы Маджотто. На стенных панелях под окнами раскрыта подлинная живопись XVIII века.

До полного завершения реставрации попасть на экскурсию в Китайский дворец можно лишь по предварительной записи.

Во времена Петра I придворным служащим (первый генерал -губернатор Санкт-Петербурга) Меньшиковым был построен китайский дворец в местечке с интересным названием "Ораниенбаум". До сих пор неизвестно, какие мотивы побудили назвать его "померанцевым деревом" (от germ. "Oranienbaum" - апельсиновое или померанцевое дерево). В настоящее время дворец является частью дворцово-паркового ансамбля и числится в списке объектов культурного наследия ЮНЕСКО.

История

Первое упоминание об Ориенбауме относится к 1710 г., когда Меньшиков А. Д. решает обустроить дворец с парком недалеко от Кронштадта на территории современного городка Ломоносов (пригород Санкт-Петербурга).

Архитектурный проект был задуман под парадную резиденцию у моря, встречающую своих гостей прекрасным панорамным видом.
На подаренной Петром земле с впадающей в залив рекой Караста начинают работу главные архитекторы усадьбы Шедель и Готфрид.

Позже владение переходит в пользование Петру III. На территории парка возводится “потешная” крепость Петерштадт.
После дворцового переворота в 1762 г. для Екатерины II на территории усадьбы строится Собственная дача в стиле рококо. Дополнением ансамбля и является китайский дворец. Такое название ему дали благодаря модному на тот момент стилю шинуазри (архитектура Китая).

Архитектором здания становится Антонио Ринальди. Территория дворца обустраивается как дача для увеселений. Сама Екатерина после переворота объяснять свои мысли так: “Мне пришла фантазия развести себе сад в Ораниенбауме... Я принялась чертить планы и разбивать сад, и так как в первый раз занималась планами и постройками, то все выходило у меня огромно и неловко. В разбивке сада мне помогал ораниенбаумский садовник Ламберти."

Основные работы заканчиваются в 1775 г. Дворец украшается Катальной Горкой и Каменным Зало, ставших своеобразным придворным аттракционом.

В 1831 г. хозяином усадьбы становится 4-ый младший внук Екатерины II Михаил Павлович.

В конце XVIII - начале XIX века внутреннюю реставрацию осуществляют под руководством Прейса, Руски (замена полов и реконструкция стен).

В середине XIX века южная часть фасада обрамляется вторым этажем по проекту Штакеншнейдера и Бонштедта. На первом этаже появляется застекленная галерея и антикамеры по бокам.

В 1925 г. Китайский дворец обустраивают под музей. В 1935 г. музей становится режимным объектом культурного наследия СССР, попасть на территорию которого практически не удаётся. В годы войны охрану объекта осуществляется стрелковой дивизией Калинина под руководством Сафонова. Все ценности эвакуируются в Новосибирск, Сарапул и Ленинград (Исаакиевский Собор). Дворец частично разрушается от попадания немецкого снаряда в окно 2-го этажа, разбиваются окна и армия пытается спасти остатки имущества.
Музей возобновляет функционирование уже в 1946 г. и принимает гостей с распахнутыми дверями.

В последующие годы здание постоянно реставрируется. В 2007 г. гостям открывают 4 новые зала. К 2023 г. собираются полностью отреставрировать музей.

Залы дворца

Несмотря на то, что дворец выполнен в китайском стиле, внутреннее наполнение изобилует европейским декором. Убранство залов дополнено живописными полотнами и массивными скульптурами. Всё это идеально сочетается с общей композицией: орнаментной лепкой, росписью стен, позолотой, резьбой, изысканным паркетом и облицовкой.

Передняя

Передняя (южный фасад) раньше являлось вестибюлем при входе го дворец. Имеет форму квадрата. Ее стены украшены холстами, расписанными маслом. В старые времена на их месте красовались работы итальянского художника Торелли. На прилегающих к входу стенах имеется орнаментная роспись Бороцци, выполненная в виде пучков зелени и цветов.

Завершающей нотой дизайна являются лепной потолок и наборный паркет с рисунком, повторяющим аналогичный со времен правления Екатерины II. Интерьер дополняют два резных позолоченых стола.

Гардеробная

Гардеробная комната вначале использовалась по назначению. Она располагается сразу за Передней и соединяет южную часть с парадным входом. На стенах можно увидеть два пано, выполненных в жанре мифологии. Несмотря на то, что автор неизвестен, их до сих пор называют “Венера и Марс" и " Геркулес и Омфала". В зале также имеется камин, стены над которым украшены резьбой с позолоченной лепниной.

Рисунок паркета до наших дней не сохранился, сейчас пол украшен геометрическим узором. Потолки (падуги) выполнены в стиле гризайль.

Розовая гостиная

Зал получил свое название по цвету холстов, заменивших былую роспись стен 1894 г. Когда-то это было детской комнатой Павла, сына Екатерины II. В 1767 г. игровая была расписана Бароцци на тему римских развалин Геркуланума. Сейчас на стенах зала висят копии и оригиналы портретов правительницы.

Штофная опочивальня

Такое название парадная спальня получила из-за бледно-зелёного оттенка штофа на стенах. Сам рисунок штофа напоминает кручёные посеребренные линии цветами различных оттенков. Мебель и камин также обтянуты тканью аналогичного типа.

Одна часть спальни (альков) портретом Павла в детстве и военной атрибутикой екатерининской эпохи. В другой части комнаты расположены шедевры рукоделия - вышивки синелью и стеклярусом по соломке. Они выполнены русскими мастерицами на французский манер. Там же можно увидеть картины повседневного быта на природе, оформленные в деревянные рамы с золотой аппликацией.

Будуар

Раньше на месте будуара располагался Живописный кабинет. Его стены полностью были затянуты картинами (на холсте). Сейчас комната украшена резными пано с живописью Ринальди (в орехе). Там же можно наблюдать полотна Якопо Гуарана с простыми названиями "Живопись", "Музыка", "Драма".

Кабинет Павла

Это небольшое помещение, которая в 19-20 веках использовалась как ванная. Сейчас стены кабинета украшены росписями на холстах. Имеются небольшие картины с пейзажами и иероглифами, оформленные в причудливые рамки. Необычным представляется потолок в виде полусферы.

Зал муз

Является наилучшим творением дворца. Он открывает анфиладу всех остальных залов. При создании интерьера было задумано рассказать о содружестве искусств. Помещение имеет овальную форму множество больших окон по периметру. Именно поэтому в 18 веке его называли Живописной Галереей.

Изначально зал получил свое название из-за 9 муз, нарисованных на стенах комнаты: Каллиопа, Урания, Терпсихора, Эвтерпа, Клио, Талия, Мельпомена, Полигимния, Эрато. Все музы изображены в простенках между окнами и обрамлены в лепной орнамент. Интерес представляют и мраморные статуи Клеопатры, Лукреции, а также композиция "Мальчик на дельфине".

Голубая гостиная

До 1860-х гг. стены зала были отделаны шёлковый голубой тканью. Поэтому он и получил название Голубой. Позже обветшавшую ткань заменили на полотна Бейдемана, Альбани, Ван Дейка. В основном это были копии эрмитажных картин. Например, "Мадонна с куропатками", "Похищение Европы". К настоящему времени сохранилась только часть убранства зала.

Стеклярусный кабинет

Является самым знаменитым залом во дворце и сохранил подлинную отделку в первозданном виде, как это было ещё при к Екатерине.
Помещение оборудовано 12 стеклярусными холстами. Сам стеклярус изготавливался на мозаичной фабрики недалеко от Ораниенбаума в местечке Усть-Рудица.

На картинах изображены фантастические птицы, бабочки и растения. Они были вышиты русскими золотошвеями под руководством французской актрисы при русском дворе Марии де Шель (Шен). Автором явился всё тот же любимый Екатериной Бароццо. Вкупе с изящным оформлением стен, потолков и полов кабинет считается уникальным творением той эпохи.

Большой зал

Большой зал был задуман Екатериной центром дворца. Несмотря на то, что он предназначался для проведения различных балов и приёма гостей, его отделка выполнена строгой форме. Иногда его еще называют Круглым, т.к. он имеет овальную форму. Стены обработаны декоративным мрамором различных оттенков, завершают интерьер мраморные колонны.

Здесь также можно встретить барельефные изображения Петра I и Елизаветы Петровны. Работу выполнила ученица Фальконе по заказу Екатерины Колло М.А. В зале имеется большой камин, над которым помещено 2 пано "Похищение Ганимеда" и "Юнона" Торелли. Над дверью в парадную висит картина неизвестного итальянского художника под названием "Селена и Эндимион".

Потолочное перекрытие полностью выполнено лепным декором. Это переплетение ветвей, гирлянд из цветков, миниатюрных венков и даже птиц.

Штукатурный покой

Штукатурный покой выполнен полностью в стиле рококо. Стены его окрашены в в лиловый цвет, поэтому его также называют Сиреневой Гостиной. Также присутствует золоченая лепка на стенах и потолке, отсюда и название "штукатурный", обильно украшенный. Интерьер дополняют картины на любовную тему. Потолок имеет форму купольного свода (эллипс).

Информация для посещения

  • Режим работы: летний период с 26 мая по 30 сентября;
  • Время экскурсий: с 10:30 до 18:00 (за исключением индивидуальных);
  • Выходные дни: понедельник и последний вторник каждого месяца;
  • Стоимость билетов (2018 г.): 200-500 руб. (бесплатно для детей до 16 лет).
  • Дворец строился полностью под руководством итальянского зодчего-архитектора Антонио Ринальди, которого пригласил в Россию граф К.Г. Разумовский. Впоследствии Россия стала для Ринальди вторым домом и родиной.
  • Всего в китайском дворце насчитывается 17 комнат. Кабинет Екатерины, Малый и Большой китайский кабинет, Китайская опочивальня, Камерюнгферская, Портретная, Туалетная - дополняют список залов для посещения.
  • Во времена Екатерины дворец также называется Голландским домиком. Первоначально он имел небольшие размеры и из-за обилия деревьев, кустарников и цветов совершенно неожиданно представал перед гостями.
  • Все спальные зала Екатерины II и Павла никогда не использовались для сна. Обычно гости приезжали полюбоваться на роскошь и дизайн ее творения. В приемных они танцевали, играли в карты и развлекались. А спать уходили в Меньшиковский дворец, расположенный неподалеку.
  • Чтобы оформить зал в китайском стиле специально ездили в Китай и Японию за фарфором, картинами, мебелью и материалами. Дворец особо знаменит своими паркетными полами, который некогда заменили мраморные. Для этих целей было использовано дерево более чем 20 пород, в том числе, самшит, амарант, черное и коричневое дерево, орех персидский. Внешне дворец ничем не напоминает китайский. Кроме того, это единственный дворец в России в стиле рококо.
  • Особый интерес в интерьере дворца представляют плафоны, расположенные на потолке. Однако это не те плафоны, о которых мы привыкли слышать в современном мире, а холсты, спроектированные венецианскими художниками и мастерами специально для облицовки потолка по заказу Екатерины. Каждый из них имеет свое название, а исполнение не один раз становилось предметом споров между гостями и фаворитами (мифология, аллегория, пасторали).

Среди них наиболее известны:

  • Аполлон и Искусства (Торелли),
  • Суд Париса (Бароцци),
  • Диана и Аврора (Дицциани),
  • Математика (Дицциани),
  • Урания, обучающая юношу (Маджотто),
  • Время, похищающее Истину (неизв.),
  • Отдых Марса (Тьеполо),
  • День, прогоняющий Ночь (Торелли),
  • Встреча Орфеем Солнца (Цуньо).

Некоторым туристам удавалось увидеть и даже пообщаться с призраками. Последним владельцем дворца был герцог Мекленбург-Стрелицкий. Он скончался накануне Революции, а его маленькая дочь спустя несколько месяцев. С тех пор прохожие часто слышат стук детских каблучков в парке.
Другие же видят силуэты людей, облаченных в старинные наряды и треуголки, а также призрачные прозрачные фигуры.

Китайский дворец в Ораниенбауме являлся приёмной резиденцией Екатерина и ее наследников. Все наброски и эскизы царицы воплотились в реальность благодаря корректировкам и поправкам итальянца Антонио. Усадьба представляет интерес для туристов-охотников за идеями старины, а также любителей садово-паркового искусства.

Татьяна Сясина

Номер журнала:

Необычайна судьба одного из главных шедевров русского декораторского искусства XVIII века - Стеклярусного кабинета. Расположенный в парадной анфиладе Китайского дворца, он задумывался как главный аудиенц-зал Екатерины II в Ораниенбауме. Этот удивительный, единственный в своем роде интерьер по праву считается непревзойденным образцом стиля рококо в России, главной особенностью которого было использование атрибутов китайского искусства.

Период создания Стеклярусного кабинета - это время страстного увлечения восточной экзотикой. Мода на все «китайское», пришедшая в Россию из Западной Европы еще в начале XVIII столетия, нашла свое отражение в создании не только отдельных комнат или кабинетов в стиле chinoiserie (в переводе с французского - «китайщина»), но и целых архитектурных ансамблей, построенных в Ораниенбауме в угоду и по прихоти императрицы Екатерины Великой.

Сама идея постройки «домика, что в Верхнем саду», как называли Китайский дворец в XVIII веке, возникла у будущей императрицы в период ее молодости: «Мне вздумалось тогда развести себе сад в Ораниенбауме и, так как я знала, что великий князь не даст мне для этого ни клочка земли, то я попросила князей Голицыных продать или уступить мне пространство сто саженей невозделанной и давно брошенной земли, которая находилась у них совсем рядом с Ораниенбаумом <...> Я начала делать планы, как строить и сажать, и, так как это была моя первая затея в смысле посадок и построек, то она приняла довольно обширные разметы <...>

Осуществление своего замысла Екатерина поручила итальянскому зодчему Антонио Ринальди (1709/1710-1794). Ученик выдающегося архитектора Луиджи Ванвителли, он после своего переезда в Санкт-Петербург быстро завоевал расположение будущей императрицы. Проекты итальянца, выполненные в соответствии со всеми последними модными течениями, выгодно отличались несомненным изяществом и даже некоторой рафинированностью. Екатерина же, устав от помпезности и пышности елизаветинского двора, хотела стать законодательницей европейской моды и создать нечто, что свидетельствовало бы о ее утонченном вкусе и интеллекте. Принимая деятельное участие в воплощении задуманного, она лично отслеживала все этапы работ и даже контролировала закупки предметов прикладного искусства.


Е.Е. МЕЙЕР. Китайский дворец в Ораниенбауме. 1840-е
Бумага, акварель

XVIII век, подаривший нам праздный и чувственный стиль рококо, эстетика которого включала в себя создание новой рафинированной и куртуазной культуры, отводил особую роль слабому полу. Именно дамы в это время становились властительницами мыслей, идей и придворного этикета. Возведенный в Ораниенбауме дворец явил собой образчик вкусовых пристрастий и увлечений удивительной и неоднозначной женщины, которая одновременно могла сочетать в себе склонность к постоянным удовольствиям с непомерным трудолюбием, а величие монархини - с простотой в быту. Любительница «строить и сажать», Екатерина за свою жизнь создаст немало дворцов и парков, но именно здесь, в Ораниенбауме, реализовались ее самые первые смелые идеи и мечты. Несомненно, мысль о создании интерьера, практически полностью выполненного из стекла, также принадлежала императрице. Комнаты с использованием в декоративной отделке стекляруса и вышивки уже существовали в Европе, и сама Екатерина в детстве могла видеть аналогичную в замке в Арнштадте. Однако размах и роскошь задуманного в Ораниенбауме не входили ни в какое сравнение с исполненным ранее.

С помощью архитектора Антонио Ринальди будущей императрице удалось воплотить в жизнь проект не только дворца, но и целого комплекса различных по своему назначению построек, впоследствии получивших название «Собственная дача». Благодаря дошедшим до нас альбому зодчего и аксонометрическим планам 1775 года, выполненным П.-А. де Сент-Илером, можно представить весь масштаб и грандиозность созданной резиденции. Кроме главного сооружения - дворца - на территории Собственной дачи были возведены Катальные горы с павильоном, появились оранжереи, парк со множеством увеселительных построек.

Обе части сада - и восточная, со сложной лучевой планировкой, и западная, с прихотливо извивающимися дорожками, - поражали воображение. Многократно пересекающиеся аллеи превращали пространство в огромный лабиринт, заблудиться в котором, однако, было невозможно. Дорожки непременно выводили к небольшим уютным кавалерским и китайским домикам, предназначавшимся для любовных свиданий. Ажурные «китайские» беседки - их было восемнадцать, на чертеже П.-А. де Сент-Илера они названы «летними китайскими кабинетами» - располагали к тому, чтобы провести обед на открытом воздухе. Рядом с Катальной горой был устроен водный лабиринт с фигурными прудками с множеством островков, соединенных 17 мостиками с пятью беседками. Севернее от них для проведения театрализованных костюмированных праздников в духе галантного XVIII века были построены длинные Карусельные галереи, по всей видимости, предназначавшиеся для конных ристалищ, которые имитировали средневековые рыцарские турниры. («Китайские» беседки и галереи были разобраны в 1792 году .)

Постройки, элементы и композиционные приемы, выполненные в стиле chinoiserie, помогали создавать эффект ухода от реальной жизни в сказочный мир мечты и фантазии, превращая дворцовый парк в волшебную страну.

Многое из созданного по замыслам Екатерины по прошествии времени было утрачено, однако главное сооружение резиденции - Китайский дворец с его роскошным внутренним убранством - судьба уберегла от разрушения и забвения.

Спрятанный в глубине парка дворец сначала удивляет простотой и строгостью внешнего облика. В экстерьере здания не улавливается ничего, даже отдаленно напоминающего «китайщину». Лишенный парадности и монументальности внешне, внутри он поражает нарядностью и изысканностью оформления. Сама архитектура приобретает здесь мягкость переходов различных сложных конструктивных форм. Углы и стены плавно закругляются. Увеличиваясь в размерах, значительную роль играют падуги, украшенные художественной лепкой. Здесь еще сохранен барочный принцип анфиладности расположения комнат, однако уже нет впечатления бесконечности галереи, столь характерной для творчества зодчих предыдущей эпохи. Каждая комната имеет свое решение, а главное, в декоре интерьеров Китайского дворца мы видим сочетание различных материалов и разнообразных фактур — это лак, фарфор, стеклярус, вышивка, смальта, моржовая кость, резьба по дереву, наборные полы, живописные плафоны, тонкая низкорельефная лепка разнообразного рисунка, позолота и, конечно, искусственный мрамор (стюк).


Элементы подражания восточному искусству - изображения дымящихся восточных курильниц, бьющих фонтанов, трельяжных решеток, волшебных птиц, китайских шляп, зонтиков и опахал - встречаются практически во всех интерьерах дворца как в росписи живописной отделки, так и в оформлении лепных композиций. Наиболее ярко восточные мотивы воплощены в интерьерах, расположенных в западной части дворца, на половине Екатерины II. Благодаря названию этих комнат - Большой и Малый китайские кабинеты, Китайская опочивальня - у «новопостроенного дома» императрицы к концу XVIII века появляется наименование «Китайский».

Говоря о влиянии Востока, нельзя не рассказать о Стеклярусном кабинете Екатерины II, почти полностью сохранившем свое первоначальное убранство. Созданный в эпоху утонченного стиля рококо, его интерьер отражает саму идею «галантного века», где человек не знает скуки и усталости, где все стремится к беззаботности, наслаждениям и безудержному веселью.

«Ни на что не похожий», «удивительный», «сказочный» - эпитетов много, но ни один из них не может передать то волшебное ощущение, которое охватывает при посещении загадочного, чарующего кабинета Екатерины. Именно здесь возникает то самое «чувство истории», когда кажется, что сейчас сюда войдет императрица и мы услышим голоса и смех сопровождающих ее придворных.

Рокайльная орнаментика с обилием декора растительного характера и использованием нежных пастельных тонов придает убранству кабинета праздничность, нарядность, изысканность и легкость. В его отделке нашло отражение увлечение того времени «китайщиной». Правда, задачей здесь было не столько показать жизнь Востока в ее реальном воплощении, сколько, используя предметы и элементы восточного декора, передать свое представление о тех далеких странах, в которых мало кто бывал. Подражание так называемому «китайскому стилю» помогало достичь в восприятии декоративности фантазийной, почти сказочной атмосферы.

Стеклярусная комната (позднее она стала называться «кабинет») получила свое название благодаря панно, которые украшают три его стены. Их двенадцать - десять больших полотнищ и два десюдепорта, еще два были изготовлены для оформления каминного экрана. Основой этих декоративных картин служит небеленый холст (в одном сантиметре ткани 16 клеточек), по которому нашит стеклярус - цилиндрические трубочки молочного стекла различной длины (от 2-3 до 15 мм) с волосяным отверстием внутри, а также сделана вышивка разноцветным ворсистым шелком - синелью (от французского «chenille»). Сам стеклярус имеет жемчужный оттенок и пришит к основе с подхватом одной нити холста, при этом трубочки расположены параллельно друг другу так, что каждая последующая немного выступает, и у зрителя нет впечатления строгих вертикальных линий. Благодаря этому приему за счет игры отраженного света достигается дополнительный эффект мерцания.

Стеклярус является лишь фоном, который подчеркивает и усиливает впечатление от самой вышивки, выполненной с удивительным мастерством и изяществом: на искрящемся фоне в обрамлении растительного орнамента - причудливые декоративные композиции с изображением сказочных птиц среди фантастического пейзажа. Декоративные элементы включают в себя неизменные атрибуты «китайщины»: легкие зонтики, мостики, пагоды, трельяжные решетки и беседки, увитые цветами, а сами птицы отдаленно напоминают росписи пернатых на вазах, привезенных из этой далекой страны. На панно множество изображений одного из самых главных талисманов Китая - колокольчиков. Развешенные в саду или в доме, они привлекали удачу, успех и согласие, издавая при этом тонкий перезвон, услаждающий слух и призванный вносить ощущение полной гармонии. Крученый ворсистый шелк создает впечатление объемности рисунка не только оперения птиц, но и всего декоративного орнамента. Безукоризненным является и выбор цветовой палитры шелковых нитей. В противовес холодному блеску стекляруса вышивка выполнена в мягких пастельных тонах, среди которых главенствующим является золотисто-бежевый.

Рисунки-картоны к стеклярусным панно выполнил в 1762 году «вольный живописных дел мастер» Серафино Бароцци, работавший в Петербурге более 10 лет - с конца 1750-х до 1771 года. Панно вышивались в течение двух лет, с июля 1762 по апрель 1764 года, девятью русскими золотошвеями: Анной Андреевой, Авдотьей Логиновой, Авдотьей Петровой, Татьяной и Лукерьей Кусовыми, Прасковьей и Матреной Петровыми, Клеопатрой Даниловой, Марьей Ивановой под руководством бывшей актрисы французской труппы Марии де Шель. (Де Шель - сценическое имя, ее настоящая фамилия - Фош.) Всего через один месяц после восшествия на престол Екатерина II издает указ «об отдаче находившихся при дворе золотошвей в смотрение и для исправления должности к мадам де Шель». В феврале 1763-го Екатерина II выплачивает Марии де Шель «за всю выполненную работу 4100 рублей», а в мае 1764 года накладывает резолюцию: «Выдать 1000 рублей за работу и отпустить в отечество...».

Стеклярус был изготовлен на основанной русским ученым М.В. Ломоносовым в окрестностях Ораниенбаума Усть-Рудицкой мозаичной фабрике, которая производила на тот момент разнообразные изделия из стекла, в том числе бисер и стеклярус. Для создания панно использовали более 2 000 000 стеклянных трубочек жемчужного цвета с различными оттенками: розовым, желтоватым, светло-зеленым. По сравнению с деньгами, заплаченными за работу по вышивке, цена стекляруса выглядит ничтожной. По указу Екатерины II в 1765 году М.В. Ломоносову было уплачено «за стеклярус, сделанный на его фабрике, для убора летнего дому - 18 рублей». (Единственным строившимся летним домом для императрицы на тот момент был Китайский дворец.)

Все панно, словно картины, заключены в резные золоченые рамы в виде стволов деревьев, пальм, увитых листьями аканта и цветами. Рельеф резьбы очень глубокий и сложный, ведь некоторые листья отходят от ствола на 15-20 сантиметров. Рамы пяти панно увенчаны сверху десятью фигурами драконов - неизменными атрибутами интерьера в стиле «chinoiserie». Эти сказочные существа словно охраняют покой и благоденствие волшебного сада, изображенного на стенах.

Из документов 1763 года известно, что от канцелярии Строений в Ораниенбаум был откомандирован резчик Иван Селиванов. В рапорте 1764-1765 годов по Собственной Даче титулярным советником Андреем Снетковым отмечено «за резную работу в две комнаты, в которых будут французские и китайские обои, и за сделанные резные канапе и стулья» заплатить 3845 рублей. В это же время за 250 рублей по другому договору работал «резного дела мастер» Книхин.

Позолотные работы выполнялись золотарного дела подмастерьями из команды Якобо Мартини: Гавриилом Туболкиным, Николаем Холщевниковым, Михаилом Кривоноговым и другими. Благодаря использованию двух техник нанесения позолоты на рамы - клеевому золочению и золочению на полимент - мастера добивались от убранства нового для того времени декоративного эффекта, где чередовались матовые и блестящие поверхности. Поверхность пола и нижней части панелей кабинета в XVIII веке, выложенная из смальты охристого, синего и лазоревого цветов, была стеклянной. Специально по задумке Антонио Ринальди для этого интерьера были созданы три смальтовых стола, поверхность которых была набрана в технике флорентийской мозаики и украшена полудрагоценными уральскими камнями. Работы эти выполнялись мастерами Петергофской гранильной фабрики под руководством Якобо Мартини. Красота и необычность интерьера, практически полностью выполненного из стекла, не могли оставить кого-либо равнодушным.

Композиция лепки падуг потолка и панно над камином находится в полном единстве с характером рисунков вышивки и резьбы. Чарующая, выполненная Альберто Джанни в технике намазной лепки, отделка становится прекрасным обрамлением плафона «Фортуна и Зависть» кисти Гаспаре Дициани. В аллегорической форме автор изображает борьбу двух противоположных начал: светлого, доброго - в образе богини судьбы Фортуны и темного, злого - в виде фигуры Зависти. Причем Зависть изображена поверженной у ног Фортуны. Выбор сюжета, по всей видимости, не случаен - это наставление тем, кто попадал сюда и был впечатлен блеском и роскошью убранства этих апартаментов. А гостей здесь побывало немало. Правда, это всегда был избранный круг. С момента торжественного открытия дворца, состоявшегося 27 июля 1768 года, Екатерина II не раз приглашала сюда наиболее приближенных лиц и давала аудиенции послам. В ходе своих официальных визитов дворец осматривали прусский принц Генрих и шведский король Густав III. 27 июля 1774 года в Стеклярусном кабинете императрица давала аудиенцию австрийскому послу князю Лобковичу. Она прекрасно сознавала изысканную роскошь и художественную ценность интерьера ее «редкой драгоценной игрушки», и видеть восхищение иностранных гостей ей было особенно приятно.

После смерти Екатерины II в Китайском дворце еще случались большие торжества, сопровождавшиеся показом Стеклярусного кабинета. Так, в 1818 году здесь был устроен бал в честь приезда в Ораниенбаум прусского короля Фридриха Вильгельма III по поводу рождения его внука, будущего русского императора Александра II . Однако гостей становилось все меньше - постоянно меняющиеся владельцы редко посещали дворец.

В 1831 году Ораниенбаум вместе с Китайским дворцом передается в единоличное владение великому князю Михаилу Павловичу. С приходом новой хозяйки, супруги великого князя Елены Павловны, начался второй, не менее значительный этап жизни Стеклярусного кабинета - он переживает одну из своих первых реставраций, в результате которой разбираются пришедшие в полную негодность панели лазоревого цвета и знаменитый «мозаичной работы» пол из смальты. Великая княгиня старалась проводить свои преобразования в Китайском дворце достаточно сдержанно и аккуратно, поэтому при реконструкции сохраняется первоначальный замысел архитектора Антонио Ринальди. В ходе работ мастером Гютоном создается деревянный паркет, полностью повторяющий рисунок прежнего смальтового пола. Что же касается самих панно, то поновления затронули и их. По всей видимости, из-за невозможности полностью очистить холсты от появившихся загрязнений и в попытке придать яркость потускневшим и выгоревшим шелковым нитям бесценная вышивка раскрашивается яркими красками. После такого «обновления» исчезает объемность рисунка, а доминирующим цветом интерьера становится малиновый. Именно этот цвет используется при окрашивании вышитых цветов и декоративного орнамента панно. В интерьере появляется мебельный гарнитур, обитый малиновой тканью, из такого же цвета материи шьются портьеры на окна, и, как следствие, с 1862 года наряду со старым названием в обиход входит новое - «Малиновый кабинет». В 1897 году наименование вновь меняется - теперь кабинет упоминается как «Бисерная комната».

После смерти Елены Павловны дворец становится собственностью сначала ее дочери, великой княгини Екатерины Михайловны, герцогини Мекленбург-Стрелицкой, потом внучки - принцессы Елены Георгиевны, в замужестве Саксен-Альтенбургской.

Самобытная красота кабинета не смогла оставить равнодушной и новую власть, пришедшую в результате полных хаоса и ужасов революционных событий, во время которых многое было утрачено, испорчено или просто украдено. Как ни странно, спасение пришло от Совета народных комиссаров. 30 августа 1918 года дворец был национализирован и все его имущество, в том числе бесценная стеклярусная отделка, взято на учет. Но главное случилось позже - 1 июля 1922 года здесь открылся музей, и именно с этого момента началась работа не только по систематизации, изучению, но и по реставрации коллекций дворца. На протяжении 1925 года в мастерских Государственного Эрмитажа отреставрировали плафон кабинета «Фортуна и Зависть», пришедший к этому времени в удручающее состояние. Кабинет оживал, на смену чувству страха и неуверенности приходила спокойная, размеренная жизнь музея с его планами и рутинной работой. У новых посетителей, большей частью неискушенных, обычное любопытство, возникающее при входе в залы дворца, неизменно сменялось чувством восхищения, когда увиденное, однажды поразив, уже навсегда занимает прочное место в душе человека. Стеклярусная комната продолжала дарить людям подлинное эстетическое наслаждение. Казалось, что так будет всегда.

Однако Великая Отечественная война в одночасье оборвала недавно начавшуюся жизнь музея. Еще месяц дворец продолжал работу; консервация и эвакуация экспонатов, и в первую очередь стеклярусных панно, начались 23 июля 1941 года. Бесценные вышивки обернули тканью и накатали на одиннадцать валов, которые поместили в два ящика. По всей видимости, панно от каминного экрана и два десюдепорта были накатаны на один вал. Впервые с момента своего создания панно покинули пределы дворца, их увезли на барже в Исаакиевский собор в Ленинграде, где они оставались в таком состоянии всю блокаду. Только однажды, 9 июня 1943 года, ящики были потревожены музейными работниками Балаевой, Тихомировой и Максимовой для осмотра их сохранности. Теперь трудно представить, как смогли три обессиленные от голода женщины вытащить валы, тем не менее они осмотрели панно и составили акт, в котором зафиксировали удовлетворительное состояние и отсутствие признаков сырости. Хуже обстояло дело с резными рамами. Они также хранились в Исаакиевском соборе в ящиках под номерами 14 и 15, однако в 1946 году при вскрытии там было обнаружено сильное поражение плесенью.

Стеклярусный кабинет, как и весь музей, был в очень плохом состоянии после тяжелого блокадного периода и требовал реставрации. К счастью, за годы войны этот удивительный дворец эпохи рококо не был разрушен и разграблен, поскольку немцы так и не смогли войти в Ораниенбаум, но значительный урон памятнику был нанесен. Обстрелы с воздуха, взрывы бомб, повлекшие за собой утраты и повреждения, распространившаяся за военные годы сырость губительно сказались на сохранности как самого здания, так и внутренней отделки. Защитник Ораниенбаумского плацдарма В. Горбачев, переступивший порог Китайского дворца в 1943 году, писал: «...в зимнее время через щели ставней и разбитые стекла в залы дворца сквозняками навьюжило островки снега. Теперь они таяли на полу, и паркет, насытившись влагой, поднимался во многих местах буграми. По стенам текли струи воды. На крыше таял снег и через многочисленные пробоины в кровле от града зенитных осколков, падающих с неба при отражении воздушных налетов противника, проникал ручейками воды в интерьеры дворца».

К 27 июня 1946 года были проведены лишь консервационно-реставрационные работы без предварительных исследований. Квалифицированные мастера-краснодеревщики во главе с бригадиром И.И. Картошкиным реставрировали наборные полы во всех комнатах, в том числе и в Стеклярусном кабинете, правда, ввиду отсутствия необходимых пород дерева без добавления нового материала в местах утрат. Опытный резчик И.Н. Балдасев восстановил поломанную во многих местах резьбу рам Стеклярусного кабинета. Резной золоченый багет собрали путем подбора и подклейки отвалившихся фрагментов орнамента и установили на место, но без восполнения несохранившихся деталей. Вновь вырезаны из липы были только голова, два крыла и три хвоста драконов, бронзированные ввиду отсутствия золота. Бригада мраморщиков во главе с бригадиром И.И. Дворецким реставрировала камин и панели, сделанные из искусственного мрамора. Маляры (бригадир А.В. Крючков) и позолотчики (бригадир А.Н. Кабанов) проделали сложную и большую работу по восстановлению отделки потолков, падуг и стен. Поскольку не было возможности провести натурные изыскания, потолок и панели над окном просто окрасили в три цвета - розовый, фисташковый и кремовый, лепку над камином побелили и произвели ремонт резьбы в нижней части стен, также отреставрировали плафон. Поскольку сами стеклярусные панно не получили значительных повреждений, их после просушки поместили на свое первоначальное место.

Руководителями этих работ выступили архитектор И.И. Варакин, являвшийся также автором цикла гравюр, посвященных Ораниенбауму первых послевоенных лет, и научный сотрудник Л.И. Васильева.

Спустя всего лишь год после окончания войны, летом 1946 года, посетители музея смогли вновь увидеть Стеклярусный кабинет. И хотя проведенные работы носили скорее консервационный характер, на фоне истерзанных в ходе войны пригородных дворцов это была уже большая победа реставраторов и сотрудников над разрухой, означающая возвращение к мирной музейной жизни.

В послевоенные годы во дворце продолжались реставрационные работы, однако они не затронули Стеклярусного кабинета. Более 60 лет интерьер ждал своего часа.

В 2009 году благодаря финансовой поддержке ОАО «Газпром», концерна BASF и компании «Винтерсхалл Холдинг ГмбХ» впервые за всю историю музея в залах дворца начались полномасштабные исследовательские и консервационно-реставрационные работы с комплексным подходом, включающим в себя изменение прежде всего климатического состояния дворца. Повсеместная сырость и плесень в интерьерах - вот главные проблемы, с которыми опять пришлось столкнуться специалистам и реставраторам разных направлений. Теперь, после установки системы консервационного отопления, зимой здесь поддерживается положительная температура и в зависимости от времени года постоянно работают приборы осушения и увлажнения воздуха.

Благодаря слаженной работе сотрудников КГИОП, Государственного музея-заповедника «Петергоф» и Государственного Эрмитажа летом 2009 года произошло долгожданное событие - реставрация уникальных музейных предметов. Еще зимой в начале 2008-го для разработки методики в лабораторию научной реставрации тканей Государственного Эрмитажа передается первое панно - десюдепорт восточной стены Стеклярусного кабинета. К июлю 2008 года, после проведения обследования, разрабатывается методика реставрации, а уже через год после начала работ первые шесть панно (три - с восточной, два - с западной, одно - с южной стороны) были приняты комиссией. Благодаря уникальной и трудоемкой реставрации, включавшей в себя не только очистку и укрепление нитей, но и снятие позднейших наслоений XIX века, вышитым рисункам возвращается первоначальный цвет, такой, каким он был в XVIII столетии. Зимой 2010 года сотрудники фирмы ООО «Дедал» завершили комплекс работ по реставрации золоченого багета Стеклярусного кабинета, в ходе которых мастерам удалось воссоздать утраченные ранее на западной стене у камина нижнюю резную раму и две фигурки драконов. В течение этого времени художники компании ООО «Петрорестком» провели первоочередные противоаварийные консервационные работы по декоративной художественной отделке, сделали расчистки с раскрытием первоначальных цветов на стенах и падугах потолка для определения соответствующих колеров, закончили реставрацию плафона. На лепном панно над камином под побелкой, сделанной в 1946 году, реставраторам удалось обнаружить и восстановить исторический серебристо-жемчужный оттенок, благодаря которому при мерцании света легкая намазная лепка в виде цветов и птиц вновь заиграла, как роскошная вышивка на фоне стекляруса.

В 2011 году к торжественному открытию интерьеров первой очереди Китайского дворца была осуществлена кропотливая работа по монтажу стеклярусных панно и рам на сохранившиеся исторические подрамники. Но интерьер не может восприниматься целостно и законченно без дополняющих его предметов декоративно-прикладного искусства. Поэтому последним важным событием, поставившим долгожданную точку в реставрационных работах, стало возвращение знаменитых смальтовых столов XVIII века, специально задуманных Антонио Ринальди для кабинета. Только после этого завершающего «штриха» стало возможным увидеть и понять первоначальный авторский замысел, главная задача которого состояла в достижении удивительной согласованности и целостности восприятия разных по художественному воплощению элементов декора такого необычного даже для своей эпохи интерьера.

  1. Е. Гусляров. Екатерина II в жизни. С. 82 // Из записок Екатерины II. 1755 год.
  2. Стеклярусную комнату можно увидеть в музейном комплексе «Новый замок» в Германии в городе Арнштадт в Тюрингии. Время ее создания приходится предположительно на 1730-е годы.
  3. Горбатенко С. Архитектура Ораниенбаума. Западная дистанция Петергофской дороги. СПб., 2014. С. 348.
  4. Там же. С. 148.
  5. Десюдепорт (франц. dessus - de - porte - над дверью) - декоративные композиции, расположенные над дверными или оконными проемами.
  6. Архив ГМЗ «Петергоф». Н-1459. П. 616 (3). Ст. научный сотрудник В.В. Елисеева. Справка к реставрации Стеклярусного кабинета Китайского дворца. 1965 год. Л. 2. (Далее: Архив ГМЗ «Петергоф».)
  7. Клементьев В.Г. Ораниенбаум. Китайский дворец. СПб., 2007. С. 55.
  8. КГИОП (Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры). П. 616-7. Инв. № Н-7282. Историческая записка. Китайский дворец в Ораниенбауме. Сост. Клементьев В.Г. 2005. С. 15. (Далее: КГИОП.)
  9. Там же.
  10. Там же.
  11. Воронов М. Работы русских мастериц. Жемчужное ожерелье Ленинграда // Ленинградский рабочий. 1983. 25 января
  12. Архив ГМЗ «Петергоф». Н-1459. П. 616 (3). Л. 4.
  13. Там же.
  14. Там же.
  15. Там же.
  16. На деревянную основу накладывались кусочки смальты и приклеивались вплотную друг к другу, затем они подвергались сглаживанию и полировке, швы заделывались совсем незаметно.
  17. Полудрагоценными уральскими камнями (агатом, ониксом) украшены два из трех столов: консольный и столик с изображением книг.
  18. Бенуа А.Н. Китайский дворец в Ораниенбауме // Художественные сокровища России. 1901. №10. С. 204.
  19. КГИОП. П. 616-7. Инв. № Н-7282. Историческая записка. Китайский дворец в Ораниенбауме. Сост. Клементьев В.Г. 2005. С.53.
  20. Там же.
  21. Клементьев В.Г. Ораниенбаум. Китайский дворец. СПб., 2007. С. 11.
  22. Архив ГМЗ «Петергоф». Л. 8.
  23. КГИОП. П. 616-7. Инв. № Н-7282. Историческая записка. Китайский дворец в Ораниенбауме. Сост. Клементьев В.Г. 2005. С. 66.
  24. Архив ГМЗ «Петергоф». Л. 9.
  25. Архив ГМЗ «Петергоф». Л. 9. Акт от 9 июня 1943 года. В своей справке В.В. Елисеева указывает фамилии (без инициалов) музейных сотрудников, вскрывавших ящики.
  26. КГИОП. П. 616-7. П-1190. Текущая переписка 1946-1956 гг. Акт от 20 декабря 1946 г. О техническом состоянии здания Китайского дворца и установлении объема ремонтно-реставрационных работ на 1947 г. С. 2.
  27. Архив ГМЗ «Петергоф». Л. 8.
  28. Там же. Л. 6.
  29. КГИОП. П. 616-7. П-1190. Текущая переписка 1946-1956 гг. Газета «Вперед» г. Ораниенбаума от 7 июля 1946 г. Статья З. Эльзенгр (ст. научный сотрудник) «Сегодня открывается Китайский дворец-музей». Л. 146.
  30. Архив ГМЗ «Петергоф». Л. 8.
  31. Архив института «Ленпроектреставрация». Китайский дворец. Журнал работ 1946 г. Л. 6.
  32. Мудров Ю.В., Лебединская М.П. «Ораниенбаум. Сороковые...». СПб., 2005. С. 20.
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то