На каком топливе летают самолеты. Топливо для самолетов: каким оно бывает и где его приобрести? Как называется заправка самолета на земле

Топливный бак – это емкость, в которой хранится жидкое топливо, он размещается непосредственно на борту самолета. От топливных баков идут топливные провода к силовой установке, что и обеспечивает ее питание горючим. Также на борту самолета могут размещаться баки для снабжения горючим отопительных систем.

Турбовинтовые и турбореактивные двигатели самолетов в своей работе используют авиационный керосин с дополнительными присадками. Легкомоторная авиация, оснащенная поршневыми силовыми установками, в качестве горючего использует бензин с высоким октановым числом.

Топливный бак в крыле самолета

В современном самолетостроении используют кессон-баки, они имеют вид герметичных полостей. В основном они устанавливаются в крыльях, стабилизаторе и киле. Это мягкие баки, изготовленные из резиновых материалов, это позволяет сохранить их целостность при перегрузках и ударах. Кроме того, подобный материал очень надежен и эффективно занимает отведенное пространство.

Иногда используют баки-отсеки, которые выполняют как роль топливной емкости, так и роль силового элемента. Чтобы предотвратить проливание топлива из кессон-баков, на истребителях используют губчатый наполнитель по типу поролона.

Большие авиалайнеры, которые предназначены для дальних перелетов, имеют несколько топливных баков, которые дополнительно оснащаются насосами. Все топливные баки соединяются между собой системой топливных проводов, которые позволяют использовать топливо из любого бака или производить его перекачку. Перекачка топлива из одного бака в другой возможна благодаря осуществлению более эффективной центровки летательного аппарата. Топливо из расходных баков перекачивается в запасные соответственно с разработанной программы расхода горючего в полете.

Топливные баки изготовленные из стандартных алюминиевых канистр

Нужно отметить, что сам процесс заправки топлива в баки самолета происходит также в соответствии с планом центровки. Горючее подается в баки аппарата под давлением из специального заправщика через горловину, после чего оно распределяется между баками.

Каждый топливный бак в самолете имеет так называемую горловину слива, через которую можно слить все топливо. После каждой заправки проводится открытие данной горловины, что позволяет слить осевший на дне бака конденсат или воду. Естественно, в баке не должно быть никаких примесей, иначе это может послужить причиной отказа двигателя и аварии.

Также самолеты имеют системы аварийного сброса топлива прямо в воздухе. Данная система необходима при выполнении аварийных посадок, непосредственно после взлета, поскольку допустимая масса посадки летательного аппарата значительно меньше, нежели взлетная масса.

Топливный бак в лонжероне

Боевые самолеты, которым необходимо выполнять боевые операции на большом удалении от базы, могут оснащаться дополнительными баками подвесного типа. Они имеют обтекаемую форму для улучшения общей аэродинамики и подвешиваются к фюзеляжу или крылу самолета. После выработки всего горючего они сбрасываются. Также подобные устройства применяются для перегонки самолетов на другие аэродромы дислокации, они, как правило, установлены в середине корпуса.

Подвесные топливные баки

Безопасность топливных баков

Боевые самолеты и некоторые пассажирские машины используют нейтральный газ для заполнения баков, который подается по мере расходования горючего. В качестве газа используют углекислоту или азот. Это позволяет предотвратить пожар на борту или взрыв топливного бака из-за механических повреждений. Подобную схему заполнения газами топливного бака использовали еще во Второй мировой войне, только в качестве газа использовали охлажденный выхлоп из коллектора двигателя.

Какое используется топливо для самолетов? Чем, можно сказать, кормят эти летающие машины? Как его выбрать? В первую очередь, любое самолетное топливо должно быть качественным. От этого напрямую зависит работа самолета. Что касается видов топлива, их существует несколько.

Один из них - бензин для самолетов. Он имеет мало общего с автомобильным бензином. К нему применимы абсолютно иные требования и стандарты. Причина этого проста: от плохого бензина машина просто может не завестись. А вот самолет, скорее всего, упадет.

Существует ряд марок авиационного бензина. Одна из самых распространенных из них-Б-92/Б-91. Основная часть реактивных и пассажирских самолетов отправляется в полеты на керосине. Его существует несколько видов, но мы на них останавливаться не будем.

Ответы на самые типичные вопросы

Поршневые самолеты (те, у которых наличествует пропеллер) летают на авиационном бензине. Автомобиль на нем, теоретически поедет, но не так быстро, как хотелось бы. На чем летают реактивные самолеты, уже было сказано. Как быстро может поехать автомобиль на таком топливе? Со скоростью 0 км /ч, то есть не поедет вообще. Есть только одно исключение - если прикрутить двигатель от реактивного самолета к автомобилю. Такое возможно на самом деле, подобный эксперимент уже проводился. Автор и исполнитель данного эксперимента получил премию Дарвина. Но это, конечно, скорее исключение, чем правило.

Как получают бензин?

Это топливо получают из сырой нефти. Нефть - это известная основной части людей черная жидкость, которая добывается из земных недр. Что содержится в этой жидкости? В нефти содержатся углеводороды, атомы углерода соединяется в цепочки разного размера и длины. В результате этих соединений образуются различные вещества.

Почему основная часть самолетов летает на керосине?

Почему для заправки большинства самолетов используют керосин? Этому существует опять же несколько причин:

Более низкая цена. Он намного дешевле бензина. Керосин имеет свойство гореть плавно, если можно так сказать про этот процесс.

Что нам важно в автомобилях? И неважно, грузовые они или легковые. Важно, чтобы была возможность резкого переключения двигателя, скоростей. А на что рассчитан самолет? Чтобы достаточно медленно его запустить, и длительное время поддерживать движение турбин на заданной заранее скорости. Разумеется, если речь идет о пассажирских самолетах. Если говорить о легкомоторной авиации, то она преимущественно предназначается для перевозки действительно огромных грузов. Для этого вида авиации подходит бензин. Он отлично подойдет для того типа турбин, которые применяются в легкомоторной авиации. Самый главный вопрос - у кого купить топливо для самолетов? От его качества так много зависит… Лучшим вариантом будет покупка этого топлива у нас. Мы за качество отвечаем.

Чтобы в кратчайшие сроки обслужить сотни бортов, ежедневно вылетающих из аэропорта, нужно решить тысячи вопросов. Одна из важнейших задач - обеспечить все самолёты топливом. Топливозаправочный комплекс - огромный механизм, который действует слаженно и бесперебойно.

Давайте посмотрим, что происходит с топливом с того момента, когда оно попадает на территорию аэропорта до заправки в топливные баки самолёта.


2. В аэропорт топливо попадает двумя путями: по железной дороге или по трубопроводу.

3. По железной дороге топливо приходит с разных заводов, расположенных по всей стране. Выбор поставщиков зависит от цен и текущей конъюнктуры. В настоящее время большая часть топлива поступает по железной дороге.

4. Одновременно в Домодедово могут сливаться 22 цистерны.

5. Интересная деталь: страховочный трос для сотрудников, которые принимают топливо.

6. Всё топливо проходит обязательный приёмный контроль.

7. Возможность полёта обеспечивается на земле.

8. Из железнодорожных цистерн топливо перекачивается вот в такие резервуары. Объём этой огромной бочки - 5000 м³.

9. Правильно бочка называется «резервуар вертикальный стальной». Немного технических подробностей:

10. Вот так выглядит резервуар с крыши соседнего резервуара.

11. TankRadar - прибор для контроля параметров топлива в резервуаре.

12. Можно оценить уровень топлива, температуру и другие параметры.

13. Недалеко от резервуаров с топливом расположены резервуары с водой. Резервуары казематного типа располагаются под землей. Про них говорят: «Пусть они никогда не будут использованы по назначению».

14. Для того, чтобы гонять топливо между ёмкостями нужны мощные насосы.

15. Это второй путь, по которому топливо попадает в аэропорт - трубопровод, идущий от Володарской нефтебазы. Эта нефтебаза связана нефтепродуктопроводами со всеми аэропортами Московского авиаузла. Под этим навесом расположены приборы учета, на основе их показаний осуществляются расчеты между компаниями.

В гражданской авиации используются два вида топлива: ТС-1 и РТ. ТС-1 - топливо самолётное, РТ - топливо для реактивных двигателей. Отличий между ними мало, по сути это авиационный керосин.

16. На каждом этапе качество и параметры топлива тщательно контролируются. Есть несколько ступеней контроля, самый строгий осуществляется в лаборатории. Здесь знают о топливе всё.

17. Топливо проходит полный анализ по 12 показателям. Помимо этого осуществляется контроль и других жидкостей. Например, «И-М» — противоводокристаллизационная присадка к топливу и НГЖ-5У — гидравлическое масло, используемое, например, в шасси ВС.

18. Для каждой проверки установлена своя аппаратура. Какие-то приборы внешне выглядят не очень эффектно, но их задача, конечно, не в этом.

19. Сотрудница лаборатории за работой.

20. Результаты каждого анализа заносятся в журналы, помимо этого некоторые пробы опечатываются и хранятся определенный срок. Это требования авиационной безопасности.

21. До этого последний раз столько пробирок я видел только в институте на кафедре физхимии.

22. При нас провели некоторые исследования. Сейчас исследуется температура вспышки топлива в закрытом тигле.

23. Результаты выдаются на дисплее.

24. Здесь исследуется плотность и состав топлива по фракциям.

25. Опечатывание проб.

26. После того как топливо прошло всесторонний анализ, получило подтверждение качества в лаборатории, его можно перекачивать на центральную заправочную станцию, расположенную на аэродроме. Именно отсюда топливо подаётся к самолётам.

27. На входе установлено множество фильтров, которые задерживают механические примеси и воду.

28. Проводится дополнительный контроль, для этого сливают топливо из нижней части ёмкостей.

29. Все физико-химические параметры проверены в лаборатории, наличие воды и примесей можно выявить при визуальном контроле. Топливо абсолютно чистое.

30. Использованные фильтры грубой и тонкой очистки. Система фильтров способна задерживать частицы примесей размером 1 микрон, это почти в 100 раз меньше толщины человеческого волоса.

31. Машинное отделение. Насосы работают в автоматическом режиме.

32. Общий вид на ЦЗС.

33. На ЦЗС расположено шесть резервуаров объемом 5000 м³ и несколько резервуаров поменьше.

34. Тут же хранятся запасы и присадки к топливу.

35. В баки самолёта топливо может попадать из топливозаправщиков или из вот таких гидрантных колонок, расположенных по всему аэродрому. Всего таких колонок 61, мы как раз у контрольной, с номером 61.

36. В Домодедово есть топливозаправщики с разной ёмкостью, максимальная ёмкость используемых топливозаправщиков - 60 м³, как в железнодорожной цистерне.

37. Чтобы полностью заполнить топливом резервуар топливозаправщика нужно примерно 40 минут. Быстрее - нельзя, есть стандарты, ограничивающие максимальную скорость подачи топлива.

38. В среднем узкофюзеляжные реактивные самолёты берут порядка 20 тонн топлива, Boeing-747 может нести 200 тонн, а гигант - почти 300.

39. С крыши резервуаров открываются интересные виды аэропорта.

40. Вся суть репортажа в одной фотографии.

41. Не заправишь - не полетит.

42. Немного о том, как происходит заливка топлива. Во-первых, во-вторых и в-третьих: техника безопасности. Всё должно быть заземлено, все инструкции и регламенты расписаны максимально подробно.

43. ЦЗС похожа на обычную автозаправочную станцию, только машины здесь гораздо больше.

44. Колонка. На ней отпускается топливо.

45. После заливки топлива очередной контроль.

46. Керосин прозрачен как слеза, примеси и вода отсутствуют.

47. Теперь топливозаправщик может ехать к воздушному судну.

48. В Домодедово работают три оператора, авиакомпании могут выбирать тех, кто предложит лучшие условия и цены.

49. В свою очередь, операторы могут хранить топливо в общих резервуарах или арендовать резервуар отдельно для себя.

50. Заправка самолётов осуществляется через люки, расположенные в крыле.

51. Для заправки самолётов из гидрантных колонок используются вот такие передвижные заправочные агрегаты.

52. Заправка происходит из люков, расположенных на местах стоянок самолётов, таким образом огромным топливозаправщикам не требуется маневрировать среди самолетов, всё топливо подаётся по трубам.

53. За процессом заправки наблюдает мальчик, ожидающий своего рейса.

54. Совсем скоро самолёт заправят, а пассажиры пройдут паспортный контроль и полетят по своим делам.

Выражаю благодарность сотрудникам пресс-службы и топливозаправочного комплекса аэропорта Домодедово за возможность понаблюдать за работой аэропорта изнутри.

Еще несколько репортажей о спецтехнике аэропорта:

Заправка самолета топливом. Полная емкость топливной системы самолета составляет 190 л. Топливная система самолета заправляется бензином СБ-78 (смесевой) по ТУ № 4-60 с октановым числом не менее 78 (для двигателя М-14) и бензином Б-91 с октановым числом не менее 91 (для двигателя М-14П).

Перед заправкой самолета топливом необходимо: проверять наличие и исправность противопожарных средств на стоянке самолета, паспорт на топливо и пломбировку цистерны топливозаправщика, чистоту топлива в цистерне и убедиться в отсутствии в нем механических примесей, свободной воды, а зимой кристаллов льда; проверить заземление самолета и топливозаправщика; убедиться в чистоте и исправности заправочного пистолета и в том, что электросеть самолета обесточена.

Заправка топливом производится из топливозаправщиков, имеющих в системе комбинированный шелково-фетровый фильтр и фильтр из частой сетки в заправочном пистолете. При отсутствии комбинированного фильтра или частосеточного фильтра в пистолете заправку необходимо производить через воронку с шелковым фильтром.

Предупреждения.

1. Запрещается заправка самолета топливом при дожде (снеге), при большой запыленности воздуха, если не приняты меры, исключающие проникновение осадков и пыли в заправочные горловины, а также при грозе.

2. Во время заправки самолета запрещаются запуск двигателей; включение электросети; пользование взрывоопасными электролампами; монтажные и демонтажные работы на самолете.

3. Запрещается заправлять самолет, если на расстоянии менее 25 м находится другой самолет с работающим двигателем.

Заправку топлива в баки самолета можно производить одновременно из двух шлангов или поочередно в каждый бак.

Для заправки необходимо: открыть крышки люков заливных горловин, салфеткой удалить из чашек горловин скопившуюся в них воду или пыль; открыть крышку заливной горловины левого бака и, вставив в горловину заправочный пистолет и обеспечив надежный контакт пистолета с корпусом чашки горловины, заправить бак топливом.

Приближенный контроль количества заправленного топлива можно производить визуально по уровню топлива в баке и мерной линейкой крышки заливной горловины. Точный замер заправленного топлива следует производить по окончании заправки по показаниям топливомера в кабине. Аналогично производится заправка правого бака. После заправки необходимо проверить исправность прокладок, закрыть крышки заливных горловин и законтрить винты прижимных траверс.

Не ранее чем через 5 мин после окончания заправки слить по 0,4-0,5 л отстоя топлива из сливных кранов обоих топливных баков.

Предупреждение.

В случае обнаружения в слитом топливе воды, кристаллов льда, механических примесей следует сливать отстой топлива до тех пор, пока сливаемое топливо не окажется чистым. При загрязнении топлива по всему объему его необходимо слить, топливные баки промыть и заправить кондиционным топливом.

Заправка маслом. Максимальная заправка бака маслом составляет 20 л. Для заправки применяются масла МС-20 и МК-22 ГОСТ 1013-49.

Перед заправкой самолета маслом необходимо: проверить паспорт на масло и убедиться, что маслозаправщик имеет масло МК-22 или МС-20, удовлетворяющее ГОСТу; убедиться, что в масле нет воды и механических примесей, для чего слить отстой масла из емкости маслозаправщика; проверить пломбировку емкости и чистоту заправочного пистолета и его фильтра. Разрешается заправлять масло непосредственно в бак только из маслозаправщиков, имеющих в системе фильтр и исправную сетку в заправочном пистолете.

Для заправки самолета маслом необходимо открыть крышку люка в капоте двигателя, отвернуть пробку горловины маслобака, по мерной линейке определить количество масла, потребное для заправки, вставить пистолет в заправочную горловину и заправить бак маслом. Количество залитого масла нужно контролировать по мерной линейке крышки горловины. После заправки следует проверить исправность прокладки на крышке, закрыть горловину крышкой, плотно ее завернуть и законтрить.

Зарядка воздушной системы. Емкость основного баллона воздушной системы равна 12 л, аварийного 3 л, рабочее давление в баллонах 50 кгс/см 2 .

Заряжать бортовые баллоны воздухом разрешается только от аэродромных баллонов, окрашенных в черный цвет, с надписью «ВОЗДУХ». Перед зарядкой необходимо убедиться в том, что в аэродромном баллоне нет воды, для чего наклонить баллон на 10-15° вентилем вниз и плавно на 1-2 с открыть вентиль баллона. Если в аэродромном баллоне есть вода (струя воздуха из баллона имеет белый цвет, и на подставленной под струю руке оседает влага), зарядка из него бортовых баллонов запрещается. При наполнении бортовых баллонов сжатым воздухом аэродромный баллон должен находиться в наклонном положении, донышком вниз на 10-15°.

Зарядку бортовых баллонов сжатым воздухом полагается производить в следующем порядке:

· подвести баллон с левой стороны фюзеляжа к передней кромке хвостового оперения;

· подсоединить к аэродромному баллону зарядный шланг с редуктором и манометром;

· открыть вентиль аэродромного баллона и продуть зарядный шланг;

· открыть лючок около шпангоута № 14 и подсоединить зарядный шланг к зарядному штуцеру;

· убедиться, что вблизи винта нет посторонних предметов и краны шасси и тормозного щитка находятся в нейтральном положении;

· открыть кран сети, а затем вентиль аэродромного баллона и зарядить бортовые баллоны воздухом до давления 50±5 кгс/см2. Зарядку бортовых баллонов воздухом проверять по показанию манометра на зарядном шланге, а окончательно - по показанию бортового манометра;

· закрыть вентиль аэродромного баллона и кран сети;

· отсоединить зарядный шланг, предварительно стравив из него воздух, закрыть крышкой зарядный штуцер и закрыть лючок.

При заправке воздушной системы следует проверить регулировку редукционного клапана. Редукционный клапан сети должен стравливать воздух при давлении 50±5 кгс/см2. В случае необходимости нужно произвести регулировку клапана. Она осуществляется путем изменения длины (степени предварительной затяжки) пружины редукционного клапана. Чем больше предварительная затяжка пружины (меньше ее длина), тем больше давление в воздушной системе. После регулирования редукционного клапана крышку клапана следует обязательно законтрить и запломбировать.

Предупреждение. Перед запуском двигателя и при выпуске самолета в полет кран сети должен быть открыт.

Слив топлива и масла. Слив топлива необходимо осуществлять через сливную пробку фильтра-отстойника в следующем порядке:

· проверить заземление самолета;

· подготовить емкость для слива топлива и заземлить ее;

· открыть нижнюю крышку капота двигателя;

· открыть сливную пробку фильтра-отстойника, установленного на наклонном шпангоуте, и слить топливо из баков в емкость;

· закрыть сливную пробку;

при необходимости можно сливать топливо из системы и через сливной кран расходного бака.

Предупреждения.

1. Запрещается при сливе топлива: производить на самолете работы, связанные с возможным искрообразованием; применять аэродромные подогреватели для производства работ; включать источники электроэнергии.

Для слива масла из бака и масляной системы необходимо:

· подготовить емкость для слива масла и открыть капот двигателя;

· надеть на штуцер сливного крана маслобака шланг, второй конец шланга опустить в емкость для слива;

· открыть сливной кран маслобака и слить масло;

· открыть люк подхода к сливной пробке маслорадиатора, расконтрить ее, отвернуть на 1-2 оборота и слить масло;

· слить масло из маслоотстойника двигателя.

Примечание.

Если после полета или выключения двигателя из маслосистемы самолета нужно слить масло, то это необходимо сделать сразу же после остановки двигателя, так как горячее масло сливается более полно.

Достаточно частый вопрос, который задают люди и в интернете и, по мере возможностей, в реальной жизни – на каком топливе летают самолеты? В этой статье мы, не углубляясь в тонкости, а просто для общего развития, рассмотрим, чем заправляют самолеты.

Бочки с авиатопливом

Для начала нужно иметь представление, за счет чего вообще самолет поднимается в воздух и преодолевает огромные расстояния. Это происходит благодаря реактивной тяге . Если не углубляться в законы физики, то это сила отдачи струи газа, которая обеспечивает движение двигателя и объектов, которые к нему прилагаются. В нашем случае этим объектом выступает самолет с пассажирами. Газовая струя вытекает из сопла турбореактивного двигателя. Она отталкивается от воздуха и задает самолету движение с определенной скоростью. Чем сильнее отдача газа, тем большую скорость набирает авиалайнер.

Турбореактивный двигатель имеет следующие основные части:

  1. Компрессор. Турбины компрессора захватывают воздух, необходимый для реакций окисления.
  2. Камера сгорания. Сюда подается авиационное топливо и здесь же происходит его сгорание, которое сопровождается выделением большого количества тепловой энергии.
  3. Турбина. Сюда выводится горячий газ и направляется лопастями турбины в сопло турбореактивного двигателя.
  4. Реактивное сопло (выходное устройство)

В реактивном сопле проходит процесс получения реактивной тяги, за счет чего самолет разгоняется. Остановимся детальнее на том, каким топливом заправляют самолеты.

Перевозка авиатоплива по железной дороге

Авиационное топливо

Топливо для самолетов бывает двух видов – авиационный бензин и реактивное топливо (авиакеросин).

Авиабензины применяются для поршневых двигателей или же в качестве растворителя для технического обслуживания авиалайнеров. Такое горючее не сильно отличается от обычного автомобильного бензина, хотя имеет некоторые особенности, связанные со спецификой его применения.

Существует два вида авиационного бензина, которые отличаются некоторыми характеристиками, и одной из них является октановое число. Так как техника на поршневых двигателях все же сдает позиции, авиационный бензин также используется значительно реже.

Самым популярным топливом для авиалайнеров является авиационный керосин, который также называют реактивным топливом. Используется для аппаратов с турбореактивным двигателем.

Авиакеросин представляет собой дизельное топливо, полученное в ходе глубокой переработки нефти. Согласно с правилами эффективного использования турбореактивных двигателей, авиационный керосин должен быть максимально очищен от ароматических углеводородов и других примесей.

Авиационный керосин производится на нефтеперерабатывающих заводах. Согласно ГОСТу, выделяются авиакеросины для дозвуковой и сверхзвуковой авиации. Вы спросите, в чем же разница? Дело в том, что сверхзвуковой режим полета предполагает сильный разогрев топлива. И, если топливо мелкофракционное, оно начинает испаряться.

Сверхзвуковая авиация нуждается в «тяжелом» составе. К такому топливу относятся авиационные керосины Т-6 и Т-8В.

Для дозвуковой авиации подходит и мелкофракционное топливо. Однако чем больший процент топлива составляют легкие бензиновые фракции, тем на меньшую высоту полета оно рассчитано. К такому вида керосинов можно отнести керосин Т-2.

Керосин Т-1 является достаточно стабильным топливом, соответствующим международным стандартам качества. Авиационный керосин ТС-1 не совсем соответствует данным нормам за счет высокого процента серы в составе.

Мы рассмотрели, на чем летают самолеты. Теперь стоит уделить внимание не только авиатопливу, но и специальным добавкам, которые улучшают его качество.

Заправка самолета

Спецприсадки для авиационного топлива

К ним относятся следующие:

  1. Антистатическая присадка. Увеличивает электропроводность топлива и минимизирует накопление статического электричества, которое, в свою очередь, может привести к взрыву топливного бака.
  2. Противоизносная присадка. Необходима для увеличения срока эксплуатации автоматических механизмов в топливном отделе двигателя.
  3. Антиокислительная присадка. Понижает уровень окислительных процессов в топливе, за счет чего препятствует возникновению образованию смол.
  4. Антиводокристаллизационная присадка. Если в топливе присутствует хотя бы минимальный процент воды, на высоте в несколько километров она кристаллизуется. А мелкие кусочки льда могут сильно повредить двигатель, вплоть до его полного отказа. Присадка предотвращает подобные инциденты.

Мы рассмотрели, каким топливом заправляют самолеты, но еще не упомянули, как заправляют самолеты.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то